Posted 15 октября 2015,, 15:13

Published 15 октября 2015,, 15:13

Modified 31 марта, 05:52

Updated 31 марта, 05:52

Театральные деятели Петербурга создадут ассоциацию для защиты от казаков и православных активистов

15 октября 2015, 15:13
Театральные деятели Северной столицы выступили с идеей создать клуб или ассоциацию, чтобы совместно отстаивать право на свободу творчества. Инициативу среди прочих поддержали художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий и худрук Александринского театра Валерий Фокин, передает корреспондент «Росбалта».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. Театральные деятели Петербурга выступили с идеей создать клуб или ассоциацию, чтобы совместно отстаивать право на свободу творчества. Инициативу среди прочих поддержали художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий и худрук Александринского театра Валерий Фокин, передает корреспондент «Росбалта».

«Сегодняшний день очень сильно разобщил нас: существует очень жесткое разделение на левых и правых, наших — не наших, вчера - сегодня. Мир стал черно-белым», - сказал Могучий.

По его мнению, разделение существует не только в политической и экономической областях, но и в творческой сфере. В частности, он посчитал, что в театральном сообществе есть «бацилла непримиримости и войны», которая мешает не только деятелям театра, но и зрителям.

В свою очередь Валерий Фокин предложил «на какое-то время отложить в сторону разногласия» и создать объединение театральных деятелей. В частности, он напомнил о проекте стратегии государственной культурной политики, который разработал институт имени Лихачева. В этом документе предлагается всю деятельность театров подчинить «созданию позитивных образов коллективной исторической памяти, преемственности и продвижению ценностей российской цивилизации».

«Система идеологизирования пришла, она существует. Бессмысленно, говорить, что грядет цензура, она есть как минимум год. Если мы не будем вместе, то мы все пойдем в одни ворота», - предостерег он коллег.

Как добавил театровед Николай Песочинский, уже сейчас эстетические вопросы решают церковная и казацкая администрации, суды и чиновники.

Режиссер Алексей Герман-младший, вступив в дискуссию, поделился неудачным опытом кинематографистов, которые несколько лет назад не смогли выступить единым фронтом против реформ в сфере кино. «В итоге все молодые компании исчезли, а масса талантливых людей не смогли найти работу. Сейчас кто-то, если повезет, ставит постановки в небольших провинциальных театрах», - подчеркнул режиссер.

Реформы привели к тому, что доля российского кино упала с 27% до 16%, а в 2015 году было всего лишь два режиссерских дебюта. По его словам, страна «вошла в период малокартинья». «Театральному сообществу надо идти по примеру современного искусства, где все хорошо смогли объединиться. Иначе сначала пропадут малые театры, потом театры побольше, а потом и в БДТ придет маразм», - сказал Герман-младший.

Широкий общественный резонанс вызвала ситуация вокруг новосибирской постановки оперы "Тангейзер". После того как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика, что возмущает верующих, прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера "Тангейзера" Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу.

Суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава правонарушения. В конце марта стало известно, что Минкультуры РФ на фоне скандала вокруг "Тангейзера" уволило с поста директора новосибирского театра Бориса Мездрича. На его место назначен Владимир Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге, который заявил, что опера "Тангейзер" снимается с репертуара театра.