Posted 21 октября 2015,, 22:52

Published 21 октября 2015,, 22:52

Modified 31 марта, 05:47

Updated 31 марта, 05:47

От банкротства "Трансаэро" пострадают москвичи

21 октября 2015, 22:52
Совладелец S7 ("Сибирь") Владислав Филев подписал соглашение о покупке не менее 51% акций "Трансаэро". Однако эксперты считают, что авиакомпании не удастся избежать банкротства.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству иски Сбербанка и «Альфа-банка» о банкротстве «Трансаэро» - второй крупнейшей пассажирской авиакомпании России. О своем намерении обратиться с аналогичным заявлением в суд уже уведомил и еще один крупнейший кредитор - банк ВТБ. Ранее иски о взыскании с «Трансаэро» средств подали «Аэрофлот», представители аэропорта «Пулково» и ирландские структуры ВТБ.

Общий долг компании оценивается в 250-260 млрд рублей. Две трети этой суммы приходится на лизинг самолетов, еще треть — это долги банкам, аэропортам и топливным компаниям. Планы по спасению перевозчика разрабатывались с начала осени. Предполагалось, что 75% плюс одна акция «Трасаэро» могут быть отданы ее основному конкуренту — «Аэрофлоту» за символический 1 рубль. При этом «Аэрофлот» должен был выплачивать долги перевозчика. Однако в начале октября на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева был принято решение обанкротить «Трансаэро» без реструктуризации долга. С этого момента началась повальная отмена рейсов компании. Ежедневно сообщается о том, что не состоятся 60-90 авиаперелетов.

До 15 декабря перевозку пассажиров «Трасаэро» должны осуществлять группа S7 («Сибирь»), UTair и «Аэрофлот».

Росавиация провела проверку авиакомпании. Специалисты пришли к выводу, что «Трансаэро» больше не может продолжать деятельность перевозчика. По словам министра транспорта Максима Соколова, сертификат эксплуатанта компании аннулируют 26 октября.

На фоне этих событий пришло неожиданное сообщение. Генеральный директор и совладелец S7 ("Сибирь") Владислав Филев подписал соглашение с крупнейшим акционером «Трансаэро» Александром Плешаковым о покупке не менее 51% акций кризисной авиакомпании.

После информации о смене владельца акции «Трасаэро» на Московской бирже взлетели на 187%. Не исключено, что рост может продолжиться.

Эксперты между тем считают, что невозможность осуществлять операционную деятельность и наличие огромных долгов — это прямой путь к банкротству, которого избежать «Трансаэро» не удастся.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев подчеркнул, что пока было подписано лишь соглашение о продаже 51% акций компании. Причем соглашение о продаже не S7, а Владиславу Филеву. Это означает, что никаких обязательств у S7 по делам "Трансаэро" не возникает.

"Ни о какой интеграции в маршрутную сеть S7 — «Сибири» по большому счету речи не пойдет. Ни о каких преференциях при распределении международных линий, вероятно, тоже. Непонятен механизм, каким образом это могло бы произойти. За информацией о сделке, по всей видимости, стоит кто-то из кредиторов «Трансаэро», которые рассчитывают либо получить преференции и возможное влияние при распределении конкурсной массы, либо каким-то образом еще отсрочить неизбежность банкротства компании", —поделился своим мнением Олег Пантелеев.

По словам авиаэксперта, вопрос заключается лишь в том, как именно будет банкротиться компания. Будут ли решение о несостоятельности выносить на основе уже поданных исков или сама «Трансаэро» подаст заявление о несостоятельности после приостановки деятельности.

Привлекательность оказавшейся в столь сложном положении авиакомпании сегодня оценить непросто. Парк самолетов "Трансаэро" в большей мере принадлежит лизингодателям. Маршрутная сеть - государству, которое должно ее передать опытным фирмам.

Определенные интересы могут представлять активы технического обслуживания и ремонта. Персонал после банкротства по максимуму разберут другие компании.

Директор Ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктор Горбачев придерживается мнения, что «Трансаэро» стала жертвой непродуманной коммерческой политики. Ее менеджмент «находился в эйфории» от показателей пассажирооборота, который рос ежегодно на 10-15%. На этом подъеме авиакомпания взяла в лизинг 747-ые Boeng – машины довольно старые. Эти самолеты планировалось поставить на американское направление и на Юго-Восточную Азию. Однако самолеты приходилось часто ремонтировать. Дорогое оборудование, за которое нужно было платить валютой, большей частью простаивало.

Горбачев назвал логичным решение Росавиации отозвать у «Трансаэро» сертификат эксплуатанта - он считает такие меры справедливыми по отношению к компании, у которой каждый день отменяют по 80 рейсов.

Авиаэксперт подчеркнул, что российским туристам не стоит ждать проблем из-за банкротства «Трансаэро». Перевозчик хоть и чрезвычайно плотно работал с туроператорами, но был далеко не единственной компанией на рынке. Сегодня в России работает порядка 130 авиакомпаний. Они будут готовы занять маршруты «Трансаэро». Кроме этого, в настоящее время рынок туристических услуг испытывает не лучшие времена. Количество путешествующих снизилось.

При этом Горбачев подчеркнул, что у «Трансаэро» были низкие цены на перелеты, кроме того, самолеты авиакомпании совершали рейсы из всех главных аэропортов страны. Однако маршрутную сеть перевозчика можно довольно легко интегрировать в другие компании. Удобство в том, что сегодня отсутствуют лицензированные маршруты. Перевозчику не нужно получать лицензию в Минтрансе. Каждая авиакомпания сейчас сама договаривается с аэропортом, с организатором воздушного движения.

Власти Петербурга, города, в котором зарегистрировано ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», придерживаются иного мнения. В конце сентября, когда проблемы перевозчика были у всех на слуху, Смольный включил компанию в перечень 128 системообразующих предприятий города. О том, что петербурсгкое правительство видит негативные последствия в банкротстве "Трансаэро", заявила председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию города Елена Ульянова. Проблемы могут возникнуть у туроператоров и петербуржцев, а город останется без денег, поступавших от уплаты налогов компанией. Сумму, которой лишится бюджет, Ульянова назвала «не критичной, но осязаемой». При этом она посчитала, что в истории с банкротством «Трансаэро» важнее не налоговые поступления, а та роль, которую компания выполняла для города.

«Сейчас нужно смотреть, что будет происходить на туристическом рынке, потому что очень большое количество операторов было завязано на «Трансаэро», локальном перевозчике, который всегда был сдержан в своих тарифах», — сказала Ульянова. Она не исключила, что ряд туроператоров обанкротится, а часть петербуржцев лишится возможности путешествовать.

Банкротство «Трансаэро» может сказаться и на аэропорте «Пулково»: пассажиропоток международных рейсов и так падает, а уход крупного перевозчика не предвещает «ничего хорошего».

В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии сообщили, что из-за проблем с «Трансаэро» к ним еще никто не обращался за помощью. По словам пресс-секретаря отделения Павла Румянцева, у компании была достаточно обширная сетка из Петербурга, но в с равнении с теми полетными программами, которые перевозчик делал из Москвы, она выглядит не такой уж и крупной.

«Очевидно что мы лишаемся важной авиакомпании, это плохо. Но ситуация в Петербурге не критическая. Москва страдает значительно больше», - считает Румянцев. Стратегическим партнером «Трансаэро» была столичная компания «Библио-Глобус». Руководство последней сообщило, что сможет возить клиентов компании лишь до 24 октября. Так, в Петербурге «Библио-Глобус» должен перевести рейсы в Египет на «Оренбургские авиалинии».

Румяняцев рассказал, что «Трансаэро» работала в основном с чартерами, а петербургские туроператоры в своей деятельности используют регулярные рейсы. Чартеры для отправки туристов из Петербурга за рубеж предпочитают лишь отдельные московские турфирмы. Определенные сложности теоретически могут возникнуть у петербургских агентств, которые планировали свою работу через столичные.

Виктор Чурин