Posted 22 октября 2015,, 21:20

Published 22 октября 2015,, 21:20

Modified 31 марта, 05:46

Updated 31 марта, 05:46

«ПитерКиТ» плывет к зрителям

22 октября 2015, 21:20
Молодым режиссерам не выделяют деньги на производство фильмов, а они все равно идут в профессию. Так, в этом году за призы Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ» поборются 95 конкурсантов.

В 2015 году Министерство культуры выделило деньги только на два кинодебюта, хотя в стране значительно больше талантливых начинающих режиссеров. Об этом в рамках проекта «Петербургский авангард» на круглом столе, организованном "Росбалтом", заявили создатели 15-го Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ», который с 23 по 28 октября пройдет в Институте кино и телевидения.

Молодым режиссерам не выделяют деньги на производство фильмов, а они все равно идут в профессию. В Институте кино и телевидения рассказали, что честно предупреждают во время вступительных экзаменов: работу после окончания вуза найти нелегко. В ответ абитуриенты обычно говорят, что все равно хотят снимать. Это желание заметно: на 15-м по счету «ПитерКиТе» за бронзовые статуэтки поборются 95 фильмов, снятых начинающими режиссерами. В номинации «Лучший иностранный фильм» покажут 66 картин из 21 киношколы 14 стран — Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Китая, Италии, Кубы, Норвегии, Польши и других. В конкурсе сценаристов рассмотрят 29 работ. Между тем заявок на участие в фестивале было почти в два раза больше.

По словам директора фестиваля Светланы Мельниковой, вырастают люди, которые «абсолютно уверены», что кинематограф в России ждут лучшие времена. «Кода-то французское кино плавало в неглубоких водах, но потом правительство организовало 200 дебютов. Чтобы это произошло, была необходима армия из 200 режиссеров, 200 сценаристов, звукорежиссеров, артистов. Нужно было, чтобы все они были наготове», - сказала она, добавив, что в Петербурге как раз все готово, а вот чиновники этого не видят.

«Ситуация очень тяжелая», - подчеркнул сценарист Константин Лопушанский. Он вспомнил историю из своей молодости, когда ученики Андрея Тарковского после занятий на Высших режиссерских курсах спросили у прославленного режиссера: "Как быть, раз цензура все душит". Тарковский сказал: «Талантливый замысел не пройдет, но гениальный пробьется». «Мы должны учить ребят, исходя из этого. Поднимайте творческую планку, тогда дверь откроется», - отметил Лопушанский.

«ПитерКиТ» пытается дверь приоткрыть: за победу студенты получат хорошую технику для съемок, а одна из киносетей согласилась показать на своих экранах фильмы-призеры. Эти же ленты оргкомитет «ПитерКиТа» разошлет по отечественным и зарубежным фестивалям, заявил ректор Института кино и телевидения Александр Евменов.

Кроме того, впервые в рамках фестиваля пройдет питчинг кинопроектов. «Жизнь так устроена, что режиссеру, чтобы получить деньги, нужно отправляться в Министерство культуры и за пять минут все рассказать о своем шедевре. Для молодых людей эту форму мы хотим сделать привычной. Этому можно научить», - заявила Мельникова. Также институт создал организацию, которая сможет участвовать в конкурсах Фонда кино. Еще одно нововведение — читка сценариев: организаторы хотят сделать работу драматургов публичнее. Таким способом фестиваль попробует привлечь внимание к проектам.

Победить еще и почетно. Лауреатами "ПитерКиТа" становились обласканный критиками режиссер корткометражки «F5» Тимофей Жалнин, автор сериала «Молодая Гвардия» Леонид Поляков, режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук. «Их первым шагом признания была скромненькая премия на «ПитерКиТе». В профессию входит еще и умение существовать в творческой конкурентной среде», - отметил Константин Лопушанский. В этот раз председательствовать в жюри будет автор «72 метров» Владимир Хотиненко. В качества бонуса в день открытия впервые покажут его новый фильм «Наследники». В свою очередь сценарное жюри возглавит глава Союза писателей Петербурга Валерий Попов. В прошлые годы жюри конкурса возглавляли мастера отечественного кино Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Сергей Дебижев, Глеб Панфилов, Сергей Мирошниченко.

Что касается программы этого года, то в ней есть «маленькие шедевры», заметил художественный руководитель фестиваля, режиссер Сергей Овчаров. Есть и «самородки». Так как мероприятие посвящено году литературы, на фестивале представят экранизации по произведениям Антона Чехова, Даниила Хармса, Александра Вампилова и Эдгара Аллана По. Овчаров, описывая состав участников, выделил два одновременно «художественных и социальных» расследования про кальянный бизнес и мир эротических магазинов. Также его заинтересовали оригинальные сценарии, посвященные современным технологиям. Гвоздем конкурса может стать работа «Занавес открывается», посвященная «самому доброму кондуктору» Виктору Лукьянову. На YouTube фильм посмотрели уже 420 тыс. раз.

После просмотра конкурсного иностранного кино у организаторов не возникло ощущения, что «Россия живет на другой планете». «Мы живем в едином пространстве, в единой тревожной кризисной ситуации, за которой, наверное, наступит новый поворот. Это ощутимо и в фильмах наших ребят, и в фильмах иностранцев: просто мы снимаем о Петербурге, а они о своих городах», - заявила Мельникова. Тематически фильмы оказались похожими. Кроме одного. «Нам из Голландии прислали порнофильм, но он и художественно был неубедительным», - сказал Овчаров, добавив, что на фестивале эта тема запрещена так же, как и расистские высказывания.

Петр Михайлов

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.