Posted 2 декабря 2015,, 20:50

Published 2 декабря 2015,, 20:50

Modified 31 марта, 05:14

Updated 31 марта, 05:14

Чем обернется "продуктовая" война с Турцией

2 декабря 2015, 20:50
Ограничение поставок на турецкие продукты уже спровоцировало рост цен. О том, справятся ли торговые сети с новым эмбарго и чем обернется запрет на ввоз ряда товаров, рассказали ритейлеры.

С 1 января 2016 года в Россию запрещен ввоз ряда турецких товаров. Это одна из мер, которую власти приняли в ответ на уничтожение турецкими военными бомбардировщика Су-24. Предварительная версия списка, которая была опубликована в ряде СМИ, отличалась от итоговой. По запрет не попали турецкая рыба и морепродукты, кофе, табак, пряности и орехи. Зато в числе запрещенных оказались мясо курицы и индейки, помидоры, апельсины и мандарины, огурцы и корнишоны, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, клубника и земляника, а также соль. Под эмбарго попали и цветы — свежие гвоздики.

Основу структуры импорта продуктов из Турции составляют томаты. Их в Россию в 2015 году ввезли на $440 млн. За помидорами идут цитрусовые — $400 млн, виноград — $90 млн, а также абрикосы — $80 млн. Всего в РФ в прошлом году поступило турецких овощей и фруктов на $1,5 млрд. Однако Турция не поставляла в Россию эксклюзивных продуктов, которые нечем заменить.

«Для России от санкций урон небольшой, а вот турки теряют рынок в $1,5 млрд», — отметил президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов.

Представители отечественного ритейла признаются, что опасались более обширного списка. В петербургской компании «ТД Интерторг" (управляет сетью универсамов «Народная семья», «Идея», «Норма» и «Spar») сообщили, что доля турецких овощей и фруктов в ассортиментной матрице магазинов составляет всего несколько процентов. Однако ограничение поставок уже спровоцировало рост цен. При этом в «Интерторге» предполагают, что ассортимент не уменьшится, но на поиск замены турецким товарам уйдет несколько месяцев. Особого дефицита цитрусовых покупатели не почувствуют, так как необходимый объем обеспечат конкурирующие страны - Марокко, Египет, Израиль.

Торговая сеть "Ашан" изучает возможности замены турецких поставщиков российскими, отметила директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. В настоящий момент доля турецкой продукции в ассортименте варьируется в зависимости от категории. К примеру, в сегменте охлажденной рыбы 90% сибаса и дорады приобретается в Турции. Среди овощей и фруктов наиболее высока доля лимонов – 90%. Поставщиков по овощам и фруктам можно заменить на марокканских, израильских и китайских, однако есть вероятность, что это не удастся сделать оперативно. Сейчас предложение на турецкую продукцию резко снизилось. В бакалее представлены курага, инжир, халва, жевательный мармелад, несколько артикулов печенья. Доля незначительная, ассортимент, кроме инжира, можно безболезненно заменить продукцией из Узбекистана, Таджикистана и Китая.

Опасались запрета на ввоз турецкой рыбы — сибаса и дорады - и в «Азбуке вкуса». Однако дары моря не попали под эмбарго. По словам представителя сети Андрея Голубка, доля турецких товаров в магазинах ничтожна. На Турцию приходится 36 позиций из 18 тыс. наименований. В основном это фрукты и сухофрукты, лукум, кофе и рыба. Не должно возникнуть проблем и с цитрусовыми — лимоны под эмбарго не попали, апельсины в «Азбуку вкуса» поступают из Северной Африки и ЮАР. «В нашем случае проблем возникнуть не должно. Товары не уникальные. Объем небольшой. Мы переживали за рыбу, а по остальным позициям замену найти достаточно легко. Изменений не будет. Так или иначе выход будет найден. Вопрос в другом — как будут меняться логистические схемы. От этого зависит себестоимость продукта. Сети не заинтересованы в росте цен, они заинтересованы в их сдерживании. Магазины — конечное звено в логистической цепочке. Именно на них выливается покупательский гнев», - рассказал Голубков.

В компании X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») сообщили, что из Турции импортируются некоторые сезонные фрукты, овощи, орехи и рыба. При этом совокупная доля этих товаров в сетях Х5 не превышает 1% годового товарооборота. Турецкую продукцию готовы заместить поставщики из стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина подчеркнули, что в ассортиментной матрице магазинов сети были представлены некоторые виды овощей и фруктов из Турции - не более 3% от всего товарооборота. Это были преимущественно цитрусовые - в пик сезона до 50%, и овощи - до 40% в отдельные месяцы. В плодоовощной категории, в частности в цитрусовой группе, которую по климатическим причинам невозможно заместить отечественными аналогами, планируется расширить масштаб сотрудничества с поставщиками из Египта, Марокко, Израиля, Пакистана, ЮАР, Аргентины и Перу. Отечественные тепличные овощи также должны появиться на полках «Дикси». Мясо птицы из Турции в магазинах представлено не было.

Довольно странным выглядит попадание в запрещенный список цветов. Так, по словам представителя "Флорист.ру" Талии Ахметовой, из Турции в Россию поступали гвоздики и небольшое количество зелени для букетов. На отечественном рынке турецкие гвоздики занимают небольшую долю — около 3-5%. По качеству они уступали цветам из Нидерландов, Эквадора, Израиля и Колумбии. Турецкие сорта гвоздик не считались элитными. Нидерланды, Эквадор и Израиль вполне могут обеспечить потребность россиян в этих цветах. По словам эксперта, турецкие гвоздики были дешевыми. И хотя страшных последствий для рынка от запрета не будет, цены на эти цветы, скорее всего, повысятся.

Так или иначе, если торговые сети обещают, что легко решат проблему очередного эмбарго, то вряд ли то же самое можно сказать о рядовых покупателях. Цены повышаются всегда, когда уменьшается конкуренция. А значит, россиянам снова придется затянуть пояса.