Posted 11 декабря 2015,, 18:15

Published 11 декабря 2015,, 18:15

Modified 31 марта, 05:06

Updated 31 марта, 05:06

Петербургский автопром на грани остановки

11 декабря 2015, 18:15
Из-за обострения российско-турецких отношений на грани закрытия оказались петербургские автозаводы - они не могут в срок получить комплектующие. Таможня фактически заблокировала поставку деталей.

Из-за обострения российско-турецких отношений на грани закрытия оказались петербургские автозаводы - они не могут в срок получить комплектующие. Таможня фактически заблокировала поставку деталей. Готовы остановиться конвейеры Toyota и Ford Sollers. Потери от простоя оцениваются в миллионы рублей.

Автомобильный кластер Петербурга начал формироваться при губернаторстве Валентины Матвиенко. Столпам мирового автопрома сулили массу преимуществ: близость морского порта, квалифицированные рабочие кадры, серьезную рабочую базу. Представители инвестиционного комитета Смольного взахлеб рассказывали о том, как они вместе с японской делегацией днями бродили по шушарским болотам, выискивая место для предприятия. Инвестиционные договоры с солидным количеством нулей подписывались в торжественной обстановке на ПМЭФах. Глава Сбербанка Герман Греф обещал купить первую петербургскую Toyota Camry. Звучали слова о «российском Детройте» и «якорных инвесторах».

Сегодня на территории Петербурга расположены несколько автопроизводств: в Шушарах - Toyota, Skania и MAN, а в Каменке - Nissan и Hyundai. В областном Всеволожске работает завод Ford Sollers. Выпускал свои машины в Петербурге и General Motors. Но завод полностью приостановил свое производство после повышения градуса напряжения в российско-американских отношениях.

Жертвой ухудшения отношений с другой страной — Турцией — могут пасть и другие петербургские автопредприятия и сборочные производства. Автодетали не попали в санкционированный «продуктовый» список товаров. Тем не менее их таможенное оформление практически парализовано.

Самоуправство таможенников жутко возмутило петербургские власти. В результате вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан обратился к первому замглавы Федеральной таможенной службы Владимиру Малинину с просьбой разблокировать ввоз из Турции комплектующих для машиностроительных предприятий города. Трудности с оформлением возникли на Балтийской таможне, которая занимается грузами, приходящими в порт, а также на Пулковской и Петербурсгкой. Чиновник обращал внимание на тот факт, что с 26 ноября не была выпущена ни одна декларация на товары из Турции для завода Toyota. С проблемами столкнулись в компаниях «Силовые машины» и «БСХ Бытовые приборы».

По словам Мовчана, 100%-ному досмотру подвергаются товары, не входящие в перечень санкционной продукции. «В обстоятельствах сохранения негативной ситуации, связанной с неполучением грузов и нерегулярностью поставок комплектующих и сырья, предприятия будут вынуждены в ближайшее время остановить действующие производства", -поставил в известность Малинина Мовчан.

Выяснилось, что в Петербурге уже полторы недели работает оперативный штаб, который пытается решить проблему с таможенной службой по поставке комплектующих для машиностроительных предприятий города. На автозаводах города заняты около 8 тыс. человек, а доля Северной столицы в общероссийском производстве автомобилей составляет до 24%.

В прошлом году из Турции в Россию экспортировали автокомпонентов на 440 млн долларов. Эксперты указывают на то, что наибольшие проблемы от таможенных неурядиц должны испытывать производства Toyota и Ford Sollers. Они завязаны на поставку компонентов европейской фирмы Valeo, чье производство расположено в Турции. Речь идет об электропроводке - современные логистичекие схемы выстроены так, что если вовремя не поставят лишь одну деталь, это может привести к остановке сборочного конвейера, что обернется колоссальными потерями.

Так, по словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, одна минута простоя конвейера "АвтоВаза", по разным оценкам, грозит потерями в 0,7-1,5 млн рублей. Эти цифры можно проецировать и на петербургские автопроизводства. Стоимость самой детали не имеет значения: не поданная вовремя свеча или электропроводка означает остановку сборки.

После обострения российско-турецких отношений можно было прогнозировать, что таможенные службы начнут «ловить и давить контрабандные турецкие помидоры», но срывать поставки комплектующих крайне неразумно. В данном случае речь идет об инвесторах, которые вложили в РФ миллиарды долларов. «Надо понимать, что складских запасов сегодня уже никто не держит. Все происходит «с колес». Детали поступают на завод сразу после оформления. Действует принцип just in time — «точно в срок», - отметил эксперт.

Современное автопредприятие просто не может отложить к себе на склад 20 контейнеров с деталями. Для него это означает огромные издержки. Непоступление комплектующих — это остановка конвейера. Сейчас таможня и бездействие властей подставляют компании на серьезные потери», — рассказал Безбородов.

Больше всего проблемы с поставками турецких комплектующих должны сказаться на деятельности завода Toyota. Доля турецких деталей при сборке на российском заводе автогиганта была значительна. Если аккумуляторы или коврики для Toyota Corolla еще можно производить в России, то начинать выпуск фитингов и шнуров не имеет смысла. Для этого необходимо формировать спрос, а сделать это сложно.

«С одной стороны, проблема турецких комплектующих для российских заводов и, прежде всего, для Toyota может оказаться существенной. С другой стороны, ведь комплектующие на таможне просто досматривают с особой жесткостью. Значит, заводам просто необходимо завести больший объем», — рассказал автомобильный эксперт Виталий Новиков.

Денис Гаврилов из «Auto-Dealer-Спб» считает, что еще рано делать прогнозы о том, как именно скажутся таможенные проблемы на работе петербургского автокластера. Для этого необходимо знать запасы продукции, которые есть на заводах. Как правило, они формируются минимум на две недели. Найти отечественного производителя не получится.

Иностранные автопроизводства начали запускаться в Петербурге 5-8 лет назад. Если бы предприятия этого хотели, то за прошедшее время они бы уже были способны наладить связи с российскими поставщиками. Но этого так и не было сделано. Эксперт напоминает, что вскоре автозаводы уйдут на традиционные рождественские и новогодние каникулы. Следовательно, у менеджмента будет время для решения проблемы доставки турецких комплектующих.

Между тем ФТС уже отчиталось о принятии «дополнительных мер», чтобы обеспечить поставку турецких деталей, необходимых отечественному автопрому. Таможенники утверждают, что выпуск автокомпонентов через таможню проходит на 100% беспрепятственно. В Смольном рассчитывают на то, что ситуация стабилизируется в течение нескольких дней.

К сожалению, подобные заявления звучат только через полторы недели "борьбы за комплектующие". Этот пример лишний раз показывает, что от введения экономических санкций и "гонений" на таможне страдают как раз не "враги" государства, а российская экономика.