Posted 29 января 2016,, 14:20

Published 29 января 2016,, 14:20

Modified 31 января, 08:53

Updated 31 января, 08:53

Рейс в экстремальных условиях

29 января 2016, 14:20
В ДТП с автобусом Рига - Петербург пострадали 13 человек. Участники аварии, медики и полицейские рассказали подробности трагедии.

Автобус опрокинулся глубокой ночью во время сильного снежного шторма. Полиция склонна винить в случившемся погодные условия, однако пассажиры вспоминают, что водитель «гнал как ненормальный».

Авария случилась около двух часов ночи по московскому времени. В это время автобус компании LuxExpress, следовавший по маршруту Рига - Петербург, ехал по территории Эстонии в сторону Нарвы. В салоне находились два водителя и всего 26 пассажиров, то есть было много свободных мест. Как это обычно бывает, люди откинулись в креслах и задремали. Но в районе восьмого километра на шоссе Йыхви-Тарту-Валга случилось непредвиденное - автобус занесло на повороте.

Михаил Царев, один из пассажиров, позже расскажет, что не спал и следил за трассой. Он запомнил момент аварии: «На повороте раздался крик водителя, все затряслось, и мы улетели с дороги. Входя в левый поворот, продолжили движение прямо... Автобус съехал с дороги, упал на правый бок и проскользил какое-то расстояние. Улетели в поле - не было ни деревьев, вообще ничего. В этом смысле повезло. Так же повезло, что автобус не развалился, не деформировался и не загорелся».

Михаил сидел у правого бока автобуса, на который транспортное средство и упало. Он был пристегнут, и это спасло от возможной травмы.

Но о собственной безопасности позаботились не все пассажиры.

«На нас попадали люди с левой стороны - почти никто не был пристегнут... У большинства пассажиров ушибы, ссадины, небольшие порезы. Выбили люки в крыше, стали осматриваться, помогать другим. Троим повезло меньше всего - одна женщина сломала ребра (как сказали медики), одну зажало между сиденьями и снегом, мужчине оторвало руку... Вообще, видимо, лопнули боковые стекла, и автобус черпанул снега правым боком - поэтому несколько человек оказались частично зарыты в снегу и не могли сами выйти. Одну мы откопали и вытащили (та, что с ребрами) - у нее двигались конечности, и она очень просила ее достать, хотя предлагали ей подождать медиков... А вот двое - зажатые сиденьями - женщина спереди (не могла выбраться - зажало руку, сильно кричала) и мужчина в хвосте без руки... Его крики невозможно забыть», - рассказал очевидец.

Спасатели приехали быстро. Как сообщил Департамент полиции и погранохраны Эстонии, 13 человек с травмами увезли в находящуюся неподалеку Ида-Вирускую центральную больницу. Большинству из них оказали первую помощь, а затем отправили на домашнее лечение. В больнице сейчас находятся четыре человека. Состояние двоих оценивается как тяжелое, но стабильное. Им потребовалась операция. Мужчине ампутировали руку. Была вероятность, что ампутацию придется провести и другому пациенту, но удалось спасти конечность. Врачи утверждают, что жизни пациентов ничего не угрожает.

Пассажиров, у которых при себе не было паспорта, отвезли в ближайшее отделение полиции. А нашедшие свой багаж и документы смогли сразу уехать в Россию на автобусе Таллин - Петербург той же компании-перевозчика. Остальным приходится дожидаться, пока покореженный автобус вернут с полицейского досмотра.

Очевидцы вспоминают, что во время аварии погодные условия на трассе были ужасными. Когда автобус ехал по территории Эстонии, начался снег с дождем, дул сильный ветер, видимость ухудшилась. В эстонской полиции уверяют, что именно из-за этого автобус и снесло с трассы.

«Из-за мокрого снега дорожные условия были на момент ДТП сложные. Кроме того, что дорога была скользкая, ситуацию усложнял сильный ветер», — сказал рассказал капитан полиции Тарво Крууп.

В то же время, по ощущениям пассажиров, водитель ехал слишком быстро. Михаил Царев вспомнил, что еще в начале пути у мужчины в салоне случился приступ эпилепсии, в результате чего рейс пришлось задержать на 35 минут, пока не приехала «скорая».

«Видимо, водитель очень хотел вернуться в график и гнал как ненормальный», - отметил мужчина.

Лениза Хуснуллина, чья дочь находится в больнице с компрессионным переломом позвонков, тоже не считает, что виноваты лишь погодные условия.

«Говорят, водитель гнал как бешеный. С дочкой я поговорила буквально 4-5 минут — деньги на телефоне улетают с космической скоростью. Поговорила и с врачами — сказали, что пока дочь не стоит трогать, и все необходимое для лечения есть на месте. Думаю, она проведет там еще 7-10 дней. Помощь в доставке в Эстонию мне никто не предлагал, да я и не просила», - рассказала Лениза.

Бывшие работники ЗАО «Евролайнс» (российское представительство Lux Express Group) тут же начали писать в соцсетях о том, что в случае срыва графика водителя ожидают санкции от начальства.

«Если автобус опоздает с прибытием, то, во-первых, напишут кучу жалоб. А во-вторых, как правило, этот же автобус идет обратно через короткое время, за которое надо убрать свинарник в салоне и хоть немного отдохнуть», - отмечает один из бывших водителей.

Впрочем, обычно у водителей есть большой запас времени на прохождение границы, да и камеры видеонаблюдения на трассах никто не отменял. Тем не менее в «Евролайнс» давать какие-либо комментарии по поводу случившегося отказались. Зато представили компании сообщили, что «все расходы, связанные с лечением, порчей имущества и другие расходы, напрямую связанные с происшествием, будут покрыты Lux Express в сотрудничестве со страховыми компаниями».

Правда, к страховщикам пока никто не успел обратиться. Получить деньги потерпевшие должны в течение 30 дней. Размер выплаты зависит от травмы и составляет процент от максимальной суммы в 2 млн рублей.

Между тем в полиции провели первичный осмотр таксографа, который показал, что скорость в момент аварии не была превышена. 58-летний водитель был трезв. Но точные обстоятельства ДТП выяснятся в ходе уголовного разбирательства.

Полицейские обратили внимание на то, что многие пассажиры действительно пренебрегли обязанностью пристегнуть ремни. Водители обычно предупреждают об этом в начале рейса. Но пристегиваются далеко не все, некоторые кивают на то, что ремни в автобусах поясные. То есть просидеть пристегнутым 11 часов (именно столько идет автобус из Риги в Петербург) тяжеловато.

Ежедневно из Петербурга отправляются десятки междугородних и международных автобусов. Только LuxExpress совершает от 6 до 11 рейсов в день между Ригой и Северной столицей. Хочется верить, что теперь пассажиры задумаются и все же первым делом будут пристегивать ремни безопасности в автобусах, а не проверять качество Wi-Fi в салоне. Все-таки в случае аварии у ремня больше шансов спасти вашу жизнь, чем у беспроводного Интернета.

Софья Мохова