Posted 14 марта 2016,, 19:30

Published 14 марта 2016,, 19:30

Modified 31 марта, 04:01

Updated 31 марта, 04:01

Петербург на грани экологической катастрофы

14 марта 2016, 19:30
Экологи считают, что информация об утечке ядовитых стоков с полигона отходов «Красный бор» замалчивается.

10 марта произошел прорыв защитной дамбы на полигоне «Красный Бор» и часть ядовитых стоков через кольцевой канал попала в Неву. Об этом заявил директор полигона Виктор Колядов. Смольный поспешил эту информацию опровергнуть: никакой утечки не было, а руководитель ответит за нагнетание паники.

Экологические активисты утверждают, что у них нет причин не доверять Колядову. По их словам, уволенный 4 марта директор долгое время был единственным руководителем, которого беспокоила судьба объекта. По инициативе Колядова были сооружены две искусственные дамбы, которые должны были не позволить загрязненным стокам попасть из обводного канала полигона в ручей Большой Ижоры, а уже из него — в Неву. Сделано это было после исследований Росприроднадзора, которые установили токсичность воды в дренажной системе «Красного бора».

Прорыв второй дамбы произошел примерно в 22:30 10 марта. Информация о произошедшем, как утверждают экологи, отражена в «журнале охраны». «Пробоину» размером примерно 40-60 см удалось залатать в течение часа с помощью экскаватора. В разговорах с активистами факт прорыва подтверждали и рабочие полигона. Экологи отмечают, что в Неву могло попасть до 2 тыс. кубометров загрязненных стоков. Обнаружить их не удалось потому, что сигнал о прорыве поступил слишком поздно. Расстояние до Невы воды преодолевают менее чем за шесть часов.

Делегация Росприроднадзора и сотрудников комитета экологического надзора Ленинградской области посетила «Красный бор» 12 марта. Полигон осмотрели и установили, что загрязняющих веществ в окружающую среду не поступало. При этом было отмечено, что дамба действительно размыта, но находится она за территорией полигона.

Высказались и в городском комитете по природопользованию. «Комитет сообщает, что информация, представленная „экологическими активистами“ и бывшим руководителем предприятия „Красный Бор“, не соответствует действительности и является провокацией, направленной на дестабилизацию обстановки в Петербурге», — указывается в официальном сообщении комитета.

Общественники считают, что обвинения Смольного в дестабилизации безосновательны, а претензии к бывшему директору Колядову ничем не подкреплены. «Если он виноват, так пусть бегут быстрее в правоохранительные органы, пусть заявляют на директора, но они ведь почему-то этого не делают. Колядов уже неоднократно говорил о прорывах, хотя ему и запрещали это делать. Как при таком отношении к проблеме доверять властям?» — недоумевает глава МО «Поселок Тельмана», эколог Юрий Кваша.

О том, что авария на полигоне «Красный бор» замалчивается, считают и в «Гринпис России». «Сейчас необходимы срочные и скоординированные действия всех стран-участниц ХЕЛКОМ, России в том числе. Произошедшая авария — это лишь первый сигнал будущей катастрофы. Если правительство Петербурга продолжит замалчивать реальную ситуацию и бездействовать, то трагедии не избежать. У нас не осталось времени и не будет второго шанса», — уверена руководитель проектов токсической программы «Гринпис России» Нина Лесихина.

Глава инициативной группы по экологической безопасности Петербурга и Ленинградской области Виктория Маркова ранее пыталась привлечь внимание к проблеме «Красного бора» при помощи голодовки. 15 марта она планирует написать заявление в управление Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Западному федеральному округу на имя председателя комитета Игоря Григорьева. Активистка потребует поверить деятельность чиновника. Она считает, что, если бы аварийная служба полигона не несла круглосуточную вахту, то последствия от прорыва дамбы были бы гораздо серьезнее. При этом эколог считает, что в комитете не могли не знать о проблемах полигона.

«У нас есть подтверждающие документы со входящим штампом комитета, что Колядов информировал лично Григорьева о том, что происходит на полигоне. Он указывал, что до его прихода на полигон стоки просто сливались в лес. Этот факт даже выделен полужирным шрифтом… У нас есть сборка по всем прошлым сливам. С ними надо разобраться. А ведь там есть еще несанкционированные трубопроводы, ведущие от карт-котлованов в кольцевой канал. Их необходимо демонтировать», — говорит Маркова.

Кроме этого, активистка потребует провести проверку по контрактам, которые исполнялись на полигоне. У нее есть подозрение, что работы, связанные с обводнением, валовкой и сооружением двух новых карт, были выполнены недобросовестно.

По словам Юрия Кваши, избежать попадания стоков токсичных вод в Неву было бы можно, если бы осенью были выделены средства на приобретение очистительного оборудования. Тогда не надо было бы сооружать искусственные дамбы, которые, как показала практика, тоже подвержены прорывам.

«Полигон обречен. Специалисты понимают, что при дальнейшем таянии снега и льда, подъеме грунтовых вод и переполнении кольцевого канала обводнение неизбежно. Выход один — тайно, чтобы никто не знал, в ночное время открывать шлюзы и осуществлять слив стоков», — считает Кваша.

По словам эколога, руководителям профильных комитетов Петербурга и Ленинградской области необходимо в срочном порядке обращаться к главам субъектов с требованием выделить средства из резервных фондов на покупку оборудования для очистки тающих вод. Его надо было приобрести еще в октябре, но этого сделано так и не было. У эколога вызывает удивление реакция властей, которые отрицают факт утечки токсичных вод с полигона. «Они выпускают какие-то пресс-релизы, над которыми даже попугаи в Зимбабве смеются», — заявляет Кваша.

По информации общественников, сейчас по сути вся надежда на единственный экскаватор. От него зависит судьба пятимиллионного мегаполиса. В случае очередного прорыва экскаваторщик должен крепить дамбу глиной, смешанной с камнями, землей и льдом.