Posted 31 марта 2016,, 19:20

Published 31 марта 2016,, 19:20

Modified 31 января, 09:40

Updated 31 января, 09:40

Новая битва за Исаакиевский собор

31 марта 2016, 19:20
Православные активисты готовятся к очередному витку борьбы за передачу Исаакиевского собора РПЦ и даже требуют провести референдум.

Православные активисты из «Священной Лиги Святого Георгия» продолжают надеяться на то, что Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Петербурга, имеющий статус музея — будет передан в безвозмездное пользование РПЦ. Летом верующие уже обращались в губернатору Георгию Полтавченко c просьбой передать Исаакий на баланс Епархии — тогда правительство города ответило отказом.

Верующие решили обжаловать отказ властей в Смольнинском районном суде. Они считают, что нарушается их право на свободу вероисповедания. Ведь чтобы совершить религиозный обряд, нужно платить деньги за вход в храм-музей. Православная общественность решила собрать в Москве и Петербурге 100-150 тыс. подписей за возвращение собора РПЦ и передать их Георгию Полтавченко и президенту РФ Владимиру Путину. Председатель Фонда возрождения христианских ценностей «Священная Лига Святого Георгия» Сергей Егоров заявил, что уже сформирована группа из 50 волонтеров.

Следует отметить, что в Интернете уже была кампания по сбору подписей под петицией с требованием не допустить передачи Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови в ведение церкви. Таким образом, и противники, и сторонники возвращения музея Епархии используют одни и те же методы.

Православные активисты уверяют, что их инициативу одобрили католики, протестанты, а также мусульмане. Пока же они обещают, что сокращать персонал музея-памятника никто не будет — якобы в соборе создадут научно-просветительский центр, который будет заниматься организацией экскурсий. Активисты призывают создать рабочую группу, которая примет решение о судьбе Исаакия. В нее должны войти представители Союза музеев РФ, самого музея-памятника, а также администрации Петербурга.

«Мы не захватчики от церкви, но историческая справедливость должна восторжествовать… В божьем доме хозяином должен быть священник. Платить за вход в храм — это кощунство. Оно досталось нам из прошлого в наследство. Его надо исправить. Платный вход в храм для верующих — это недопустимо», — заявил Егоров. При этом православным не понравилась недавнее заявление уполномоченного по правам человека в Петербурге Александра Шишлова о том, что отсутствуют юридические основания для передачи собора РПЦ. Они напомнили, что существуют федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…».

Сторонники передачи Исаакия РПЦ заявили также, что петербургские политики боятся комментировать спор между митрополией и городом. «Те, кто не комментирует ситуацию, могут оказаться дауншифтерами, которые не вписались в процесс», — заявил Егоров.

Юрист фонда «Священная лига святого Георгия» Евгения Чухарева и вовсе отметила, что вопрос передачи может быть решен на референдуме. Может сложиться ситуация, когда властям придется делать выбор, чью сторону занять — ведь и противники, и сторонники собирают подписи. «Референдум покажет позицию народа», — сказала Чухарева.

В свою очередь музейщики подчеркнули, что не планируют вступать в какие-либо переговоры с православными активистами. Они просто не видят в этом смысла. Так, директор Исаакиевского собора Николай Буров заявил, что не примет предложение об участии в упомянутой рабочей группе. Он недоумевает, почему судьбой Исаакия озабочено «объединение трудящихся непонятного толка», а не Епархия.

Претензии представителей фонда по поводу того, что православные должны оплачивать вход в храм, он назвал «более чем наивными». «Когда проходят богослужения, то желающие помолиться проходят бесплатно. Никаких денег они не платят и не платили. Другое дело, что вместе с молящимися проходят и те, кто хочет просто поглазеть. Глазеющих становится все больше и больше. Как только завершаются службы, наступает время работы музея. Начинается взимание платы. При этом мы гордимся, что обходимся своими силами, не просим помощи у государства. Сами содержим себя. Поэтому говорить про абстрактно бесплатный вход — это очень большое лукавство», — рассказал Буров.

По словам директора, государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» не является дотационным предприятием. Деятельность ГМП обеспечивается за счет входной платы и «иной уставной деятельности музея».

Буров также отметил некомпетентность активистов из «Священной Лиги Святого Георгия». «Эти ребята называют нас музеем-заповедником. Мы — музей-памятник! Музей-заповедник — это Царское село. Хорошо бы этим ребятам также знать, что „Исаакий Далматский‚пишется через ‚тс‘, а не через ‚ц‘. Им хорошо бы и полистать учебник истории и понять, что Петр I никогда не крестился в нынешнем Исаакиевском соборе. Это уже четвертый собор. Я вижу плохо образованных, малограмотных людей, которые ввязались в историю, дабы ввязаться. Какие могут быть с ними переговоры?“, — недоумевает Буров.

Отвергает директор и обвинения в том, что православным в Исаакиевском соборе запрещают зажигать свечи. „Дело не в технике безопасности, а в сохранности художественных ценностей, которые представлены в интерьере. Сегодня свечи спокойно зажигают в Александро-Невском пределе. Мы категорически против того, чтобы свечи зажигались в Храме Спаса-на-Крови (который также является частью Государственного музея-памятника ‚Исаакиевский собор‘). Нам слишком большой кровью удалось восстановить этот собор. В Исаакии же свечи зажигают, свечами торгуют. Но мы требуем, чтобы свечи были высшего качества. Восковые и только восковые, а не стеариновые. Во всех храмах, которые входят в состав музея, ведутся службы. Противоречий в этом плане нет“, — заявил Буров.

Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что по вопросу о возможной передаче Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви необходимо искать компромисс, однако действующий статус-кво — лучший для данного музея.
„Не так давно мы предложили мораторий на передачу всякой собственности церкви. Это не мораторий с точки зрения закона, а мораторий с точки зрения морали. Не надо торопиться — потом будет видно“, — подчеркнул он. Гендиректор Эрмитажа также призвал к поиску компромиссного решения, но добавил, что, по его мнению, „действующий статус-кво — это самое лучшее, здесь вообще ничего не надо придумывать“. По словам Пиотровского, необходим спокойный и взвешенный диалог. „Есть истории, когда точно не нужно обострять ситуацию. Какое-то время диалог идет, потом находится решение. У нас есть заявление от Епархии, которая отмечает, что она тут ни при чем“, — сказал Пиотровский.

Не стали молчать и политики, которых в фонде грозились зачислить в „дауншифтеры“. Так, депутат петербургского ЗакСа Борис Вишневский сообщил, что вопрос о передаче собора в ведение РПЦ просто не может быть рассмотрен на референдуме. Он считает, что обжаловать отказ в возвращении Исаакия церкви активистам не удастся в связи с истечением сроков (обжаловать решение можно было в течение трех месяцев с момента отказа, о котором стало известно 2 сентября) и в связи с тем, что права православных активистов нарушены не были.

„В Исаакиевском соборе и так проходят богослужения, к тому же рядом находится множество храмов“, — сказал депутат.

Православные активисты пока не готовы представить свой бизнес-план по развитию Исаакия. Однако они считают, что содержать памятник им вполне удастся за счет экскурсионных билетов. Вход на 43-метровую колоннаду собора останется платным.

Спор о том, каковы истинные мотивы желающих вернуть собор церкви, продолжается. Между тем еще в прошлом году протодиакон Андрей Кураев заявил, что петербургская епархия РПЦ хочет взять „сотни миллионов“ доходов от посещения туристами Исаакиевского собора себе. Ведь, по официальным данным, в 2014 году прибыль государственного музея-заповедника „Исаакиевский собор“ составила 140 млн 595 тыс. рублей.