Posted 8 апреля 2016,, 16:47

Published 8 апреля 2016,, 16:47

Modified 31 января, 09:46

Updated 31 января, 09:46

Толстый ребенок — дитя порочных родителей

8 апреля 2016, 16:47
Как экономический кризис повлиял на ожирение у детей и что нужно сделать, чтобы помочь ребенку сбросить вес, рассказал врач-диабетолог Михаил Богомолов.

Врачи предупреждают, что в России появилась абсолютно новая проблема, которой еще 10-15 лет назад не было: ожирение в подростковом и даже детском возрасте. Как следствие — сахарный диабет II типа и инвалидность. Диабет сегодня диагностируют даже у 10-летних ребятишек. А возникают избыточный вес и ожирение у детей уже начиная с того времени, когда они впервые садятся за компьютер.

По данным Всемирной организации здравоохранения, лишним весом страдает сегодня каждый третий россиянин. Как считают ученые, в последние годы наблюдается тенденция не просто к росту, а к нарастанию в геометрической прогрессии числа людей с избыточной массой тела.

Еще в 2015 году Россия вышла на 4-е место по количеству людей, имеющих проблемы с ожирением. Согласно докладу ВОЗ, Америка уступила в этом показателе первое место Мексике, а за ней следуют Китай и Индия. За 33 года количество толстых людей в мире увеличилось в 2,5 раза. В частности, в РФ уже насчитывается около 3 млн человек с так называемым морбидным ожирением — когда индекс массы тела превышает 40. При этом чрезмерный вес россиян наносит существенный вред экономике страны: государству приходится тратить огромные средства на лечение тех пациентов, которые заработали себе болезни благодаря лишним килограммам — в сумме это 369,5 млрд рублей.

Как со всем этим бороться? Ситуацию для «Росбалта» в рамках проекта «Все включены!» прокомментировал Михаил Богомолов, врач-диабетолог, президент Российской диабетической ассоциации.

— Михаил Владимирович, в чем главная причина детского ожирения? Почему оно в итоге приводит к инвалидности?

— Таких причин несколько: слишком быстрое и несбалансированное питание, переедание, гиподинамия (нарушение функций организма при ограничении двигательной активности), вообще — неправильный образ жизни. Дети, как и взрослые, стали гораздо меньше двигаться, и потреблять слишком много продуктов, содержащих жиры и легкоусваиваемые углеводы. А инвалидность — следствие множества осложнений со здоровьем, которые возникают из-за всего этого. Тут мы догоняем и пытаемся перегнать США, Мексику и Китай, где эта проблема из частной уже превратилась в социальную.

Ожирение в детском возрасте возникает за счет увеличения количества жировых клеток в организме — так называемой гиперплазии. После 40 лет она развивается в основном за счет гипертрофии клеток, то есть увеличения их размеров. Эта проблема выправляется легче. Гораздо хуже, когда она переходит в ожирение висцеральной формы — когда жир образуется не только под кожей, но и вокруг внутренних органов, и обмен веществ в организме начинает складываться уже по принципу накопления, запасания, а не по принципу сгорания всего лишнего. Появление такой жировой оболочки делает ребенка, так сказать, тюленеобразным.

Помимо этого, у детей в подростковом возрасте начали появляться и сердечно-сосудистые заболевания, а отдельные случаи инфаркта миокарда — даже у дошкольников. Причина — экономия госбюджета и сокращение расходов на образование. Из-за этого, например, группы в детских садах увеличились до 25-30 человек, а обслуживающий персонал остался тем же: одна воспитательница и одна нянечка. И помещения, в которых находятся дети, все те же. В результате малыши проводят много времени вчетвером на квадратном метре и, если идет дождь или снег, гулять их, естественно, никто не выводит. Поскольку просто физически не успеть за короткое время всех одеть и раздеть. Не удалось и решить проблему с питанием — каждый день манная каша, вермишель и макароны. А частные детские сады себе позволить могут далеко не все семьи.

— А почему дети вообще полнеют? Казалось бы — в детском организме ускоренный метаболизм, они все время носятся, бегают, прыгают…

— До года-полутора такой проблемы у детей, как правило, нет, поскольку злоупотребить материнским молоком, согласитесь, достаточно нелегко. В женском молоке всего 1,5% белка. Но тем не менее ребенок за это время удваивает свою белковую массу. Откуда это берется? Сказать сложно. А к трем годам ребенок становится уже социальным наследником пищевых привычек своих близких.

— Есть распространенное представление: «У меня избыточный вес, потому что это семейное, наследственное (либо — уже возрастное). А раз так, тут уж ничего не поделаешь…

— Дело не только в том, что в ребенке будто бы заложены некие гены ожирения. А, скорее, в семейных традициях питания. По наследству передается не само ожирение, а лишь склонность к полноте, то есть более высокая, чем в среднем, способность набирать лишние килограммы. Гораздо важнее, что в семье часто формируется неправильный стереотип пищевого поведения и кулинарных привычек. Если, скажем, и бабушка, и мама имели обыкновение класть по полпачки масла в тарелку пельменей, то, естественно, излишняя худоба вам не грозит… Про взрослых людей диетологи говорят: «Легче изменить вероисповедание человека, чем его пищевые привычки». А ребенок ест то, что ему дают, что едят в семье, никто для него, чаще всего, отдельно готовить не будет.

Избыточный вес у детей появляется, зачастую, в неблагополучных и неполных семьях или при гиперопеке со стороны пожилого поколения, когда родителям вечно некогда, а бабушки раскармливают любимых внуков до невозможности.

Влияет и кризис: дело в том, что продукты, содержащие углеводы, стоят дешевле. В том числе, картофель, макароны, сахар и т. п. Поэтому, при любых социально-экономических кризисах люди автоматически переключаются на углеводное питание, и как результат, в их рационе снижается количество белка. Из рациона выпадают качественные продукты, содержащие белок, а также свежие овощи и фрукты. Далеко не все граждане с низкими доходами могут ежедневно позволить себе, скажем, индюшачью или куриную грудку, нежирную белую рыбу или постную говядину, морепродукты, творог, свежие овощи и фрукты. Вместо этого люди вынужденно переходят на макароны, картошку, дешевые колбасы, жирную свинину, выпечку, хлеб и крупы (последнее, кстати, — не так плохо). Тем же самым, как правило, пичкают и своих чад…

Кроме того, у детей, как и у взрослых, формируется психологический стереотип «заедания стресса». И виноваты в этом родители, которые, скажем, включают мультфильмы и занимаются своими делами, а ребенок тем временем часами просиживает перед телевизором или монитором. Или постоянно задаривают детей сладостями типа киндер-сюрпризов. А, скажем, прогулка вместе с мамой, папой, старшими братьями и сестрами на роликах, лыжах, велосипеде в парке очень редко воспринимается как подарок, потому что требует личных усилий, личного участия и затрат времени. А тут мама испекла громадный кекс, и — на, кушай в свое удовольствие.

Надо помнить, что закон сохранения энергии действует и в детском организме тоже. У ребенка, как и у любого человека, бывает несколько видов энергопотерь. Основной — это физическая нагрузка, а другой связан с тепловым инфракрасным излучением. То есть при определенной структуре кожи и повышенном содержании конкретных веществ в крови это излучение становится настолько сильным, что человек даже при обычных нагрузках вынужден потреблять значительно больше продуктов.

Как правило, на долю основного обмена у малоподвижных людей (количества энергии, необходимого человеку в состоянии покоя, например, сна) приходится около 60% (в норме около 1 ккал на кг должного веса в час) всех энергозатрат организма. При высокой скорости основного обмена энергозатраты возрастают, а значит, и пищи требуется больше.

— Проще говоря, все дело в скорости обмена веществ, метаболизме организма?

— Даже если ребенку со сравнительно неинтенсивным метаболизмом ограничить потребление калорий и легкоусваиваемых углеводов, он все равно похудеет. Но обязательное условие — ограничения должны быть длительными. За полгода допустимо снизить вес на 10% — не больше. Потом год продержать себя в таком сниженном весе, чтобы обмен веществ установился на новом уровне. И тогда уже продолжить курс лечения. А если вынудить ребенка резко похудеть за две недели, за месяц — «отскок» произойдет очень быстро, и до еще большего веса. Это произойдет в результате так называемого йо-йо эффекта. Йо-йо — это игрушка на резинке: если кинуть ее вверх, вниз или в сторону, то резинка сначала растянется, а потом снова намотается на йо-йо, и игрушка вернется к вам в руки. В результате, куда ни бросишь йо-йо, в любом случае система обязательно возвратится в исходное положение…

— К каким последствиям в итоге ведет ожирение?

— К целому ряду возрастных осложнений: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания (прежде всего — артериальная гипертензия, атеросклероз и ишемическая болезнь сердца), онкологические заболевания разных органов (в первую очередь желудка и кишечника), остеохондроз и болезни суставов, жировая дистрофия печени, хронический холецистит и желчекаменная болезнь, патология почек, тромбоз, болезни репродуктивной системы, импотенция и т. д.

К примеру, первое описание диабета в истории медицины относится к 3800 году до н. э. С тех пор не было упомянуто ни одного случая возникновения диабета второго типа у детей. Но в 2000-х годах, когда появилось ожирение у детей, возник и детский диабет II типа.

Врачи говорят, что лишний вес сокращает жизнь на 3-5 лет — при небольшом его избытке и на 15 лет — при выраженном ожирении. А в двух случаях из трех смерть человека наступает от заболевания, так или иначе связанного с нарушением жирового обмена.

Как следствие этого, начинаются психологические изменения: элементарная зависимость от ожирения. А это уже — область психологии и психиатрии.

— С избыточным весом борются и хирургическими методами. Применимы они в отношении детей?

— Во «взрослой» медицине есть даже такой термин — бариатрическая хирургия, то есть хирургия лишнего веса и метаболических нарушений. Однако такие операции достаточно дорогостоящи. В системе ОМС они не компенсируются, как высокотехнологичный метод лечения. Поэтому, даже при наличии врачебных показаний позволить это могут себе далеко не все. В итоге многие выбирают медикаментозное лечение, например, препараты, подавляющие аппетит.

Что же касается лечения детского ожирения, то я ни об одной такой операции не слышал — ни у нас, ни за рубежом. Их просто не делают. Почему? Думаю, просто рука не поднимается у родителей и хирургов… Если срезать подкожный жир, и уменьшить таким образом массу жировых тканей, то она вернется потом достаточно быстро. Гораздо разумнее лечить эту болезнь другими методами. Задача заключается в другом: надо перестроить возможности мышечных клеток так, чтобы они использовали жир не как резерв на черный день, а в качестве источника энергии.

— В каких специалистах больше всего нуждаются дети, страдающие ожирением, — в терапевте, неврологе, эндокринологе, кардиологе, или, может быть, все-таки психологе или психиатре?

— Основной врач тут — эндокринолог. В редких случаях — психолог и психиатр. Но чаще всего требуется комплексный, командный подход с участием разных специалистов: терапевта, невролога, кардиолога, артролога и других.

— А как бороться с этой напастью самостоятельно, в кругу семьи?

— Общее правило педиатров: детей нельзя заставлять спать и есть. Дети берут пример с вас и, как правило, едят то же, что и вы. Поэтому, если такая проблема возникла, надо не просто ограничить себя в количестве съеденной еды, грубо говоря — в потреблении колбасы, а вообще изменить всю структуру своего питания, вплоть до покупки другой посуды, как можно меньшего объема, и даже салфеток другого цвета, например, синего или зеленого, менее возбуждающего аппетит…

К сожалению, в нашем организме нет защитных механизмов, препятствующих ожирению. Поэтому, как только человек сбрасывает несколько килограммов, организм пытается скомпенсировать утерянное. И, если не заставить правильно питаться самих себя, толку не будет.

Беседовал Владимир Воскресенский

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.