Posted 6 мая 2016,, 10:17

Published 6 мая 2016,, 10:17

Modified 31 марта, 03:26

Updated 31 марта, 03:26

«Фаэтон» не продается

6 мая 2016, 10:17
Банкротное предприятие «Фаэтон» планирует изъять инженерные сети у ряда автозаправочных станций, выставленных на торги.

Активы топливного предприятия «Фаэтон» давно выставлены на торги. Процедура банкротства ведется с весны 2009 года, однако никак не завершится. Причин тому несколько.

Во-первых, техническое состояние ряда автозаправочных станций компании оставляет желать лучшего — они требуют ремонта или модернизации.

Во-вторых, технологическое движимое имущество АЗС находится в залоге у других кредиторов, которые могут потребовать его в любой момент.

В-третьих, остро стоит вопрос с согласованием систем противопожарной безопасности со структурами МЧС.

В-четвертых, по данным компании «Фаэтон», у ряда АЗС из-за проведенных реконструкций часть конструкций находится за пределами земельного участка, и площадь здания станции в натуре не соответствует площади, указанной в свидетельстве о собственности.

Ну и одна из самых серьезных проблем заключается в том, что наружные инженерные сети на АЗС — водоснабжение, канализация, электричество и очистные системы за пределами станций — принадлежат совсем другому юридическому лицу, которое и платит коммунальные расходы (поскольку сама АЗС не является юридическим лицом). Таким образом, нового собственника ждут отсутствие возможности полноценно эксплуатировать имущество и судебные разбирательства. По данным источников в «Фаэтоне», компания планирует изъять инженерные сети у ряда станций. По мнению экспертов рынка, это приведет к тому, что АЗС превратятся в пятно под застройку. Получается, потенциальный покупатель потеряет в деньгах: стоимость объекта в этом случае будет от силы составлять 10-15 млн рублей, тогда как сейчас банки продают их за существенно большую цену.

Кстати, как отмечают эксперты, перспектива продолжения бесконечных судебных разбирательств грозит не только покупателям АЗС, но и банкам, в собственности которых находятся станции «Фаэтона» — «Ак Барсу» и «ЮниКредит Банку».

Так, к «ЮниКредит Банку» было уже несколько исков по разным АЗС, поскольку станции были заложены «Уралсибу» и «Россельхозбанку». «Юникредит Банку» удалось отбиться от этих исков. Но продолжают поступать новые, в том числе от других юридических лиц по новым основаниям.

Оборудование на АЗС было сильно изношено. Чтобы избежать аварийных ситуаций и ответственности перед третьими лицами, оператор, эксплуатирующий станции, был вынужден заменить его. Однако теперь возникает вопрос, кому это оборудование принадлежит.

Также складывается странная ситуация: собственниками АЗС являются банки, но по закону о банковской деятельности они не могут эксплуатировать эти станции. Получается, что это делает кто-то другой. Но кто тогда будет отвечать в случае возникновения аварийной ситуации?

Также неясно, почему собственник товарного знака «Фаэтон» — «Фаэтон топливная сеть № 1» — до сих пор не предъявил никаких требований к банкам о незаконном использовании товарного знака.

Таким образом, как отмечают специалисты, покупать на торгах АЗС «Фаэтона» абсолютно бесперспективно и неокупаемо, с точки зрения бизнеса. Можно построить что-то новое, но тогда и объект надо покупать по цене земли.

Банки пытаются избавиться от проблемного имущества, но им это не удается. Когда они оставляли эти активы за собой, то были уверены в их высокой ликвидности и не догадывались, что впереди предстоит еще достаточно упорная борьба. В этом вопросе есть и финансовая составляющая. Согласно положения ЦБ РФ № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», по непрофильным активам, которые находятся на балансе более года, нужно резервировать не менее 10% стоимости актива, более двух лет — не менее 20%, более четырех лет — не менее 50%, более пяти лет — не менее 75%. Для банков с иностранным участием это еще и курсовая разница валют по отношению к сегодняшнему дню. Если в валюте в 2013 году АЗС стоили дороже, то на сегодняшний день их стоимость в валюте ниже на 50%.

В рублях их стоимость тоже дешевеет, но по совсем другим основаниям. Дело в том, что, по данным специалистов, собственники, которые эксплуатируют АЗС, не заинтересованы в их долгосрочной работе, во вложении средств на обновление и модернизацию. Станции постепенно ветшают, стоимость их снижается и со временем может снизиться до стоимости пятна под застройку и без отключения от внешних инженерных сетей.

Кредиты «Фаэтону» выдавались под залог АЗС в 50-100 млн рублей за станцию, при том, что залоговая стоимость всегда заведомо ниже рыночной, но в настоящее время торги реально проходят в диапозоне 20-30 млн рублей. Эксперты считают, что рыночная ситуация не располагает к оптимизму, и со временем цена будет только снижаться. В этой ситуации непонятно поведение банков, особенно иностранных — финансовые организации имеют активы, которые постоянно снижаются в цене, при этом не фиксируют убытки и теряют все больше средств.

Глеб Иванов