Posted 30 мая 2016,, 18:50

Published 30 мая 2016,, 18:50

Modified 31 марта, 03:10

Updated 31 марта, 03:10

Кадыров мост

30 мая 2016, 18:50
Культурные и политические деятели неоднозначно отнеслись к грядущему наименованию моста в Петербурге в честь Кадырова. Олег Басилашвили и Наум Синдаловский осудили эту инициативу.

Мост через Дудергофский канал в Петербурге рекомендовано назвать в честь первого президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова. Таковы итоги тайного голосования Топонимической комиссии Петербурга. Теперь окончательное решение за губернатором Георгием Полтавченко.

Переправа расположена среди новостроек юго-запада в створе проспекта Героев. Ее официальное открытие состоялось 1 мая. Вопрос «моста Кадырова» планировалось обсудить на заседании комиссии еще в конце апреля. Но буквально в последний момент его сняли с повестки. По традиции топонимические вопросы в Смольном обсуждают два раза в год — весной и осенью. Таким образом, сегодняшнее заседание, которое провели вице-губернатор Владимир Кириллов и глава комитета по культуре Константин Сухенко, стало внеочередным. Прошло оно в закрытом режиме. В итоге девять членов комиссии проголосовали «за», шестеро — «против», а двое воздержались. Группа оппозиционных депутатов уже внесла в Законодательное собрание проект обращения к губернатору Полтавченко против моста Кадырова. А партия «Яблоко» заявила о намерении инициировать референдум и спросить у петербуржцев, согласны ли они с присвоением мосту в Красносельском районе имени экс-президента Чечни.

«Росбалт» спросил у культурных и политических деятелей Северной столицы, как они относятся к перспективе появления «моста Кадырова».

Писатель-историк, исследователь петербургского фольклора, автор «Легенд и мифов Санкт-Петербурга» Наум Синдаловский:

«Существовало хорошее предложение назвать именем Ахмата Кадырова чеченский культурный центр в Петербурге. Оно было уместно и понятно. Была возможность примирить сторонников и противников увековечивания Кадырова в Петербурге. Теперь же город будет разделен на две части. История Петербурга сводится к тому, что все пытаются каким-то непонятным, неестественным образом внедриться в наш город. Но причем тут топонимика? Топонимика предполагает насаждение собственной истории. Вспомните, как мы тяжело пережили трехсотлетие Петербурга. Наш город буквально завалили подарками, которые в какой-то части не соответствовали принципу нашего градостроения, петербургскому менталитету. Мы не знали, куда деть памятники лицам, которые не имели никакого отношения к Петербургу. Могу предположить, что решение о наименовании было политическим при сильном давлении городских властей. Хочется узнать, был ли Кадыров в Петербурге хоть раз, ходил ли он по той территории, которую теперь будут называть его именем? Просто поразительно! Это дань сиюминутным политическим интересам. При этом заседание комиссии проходило при закрытых дверях. Осталось только теперь Неву переименовать в Терек».

Народный артист СССР, актер Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова, почетный гражданин Санкт-Петербурга Олег Басилашвили:

«У меня вопрос, а почему именно фамилия Кадырова должна быть увековечена на карте Петербурга, что господин Кадыров существенного, важного сделал для этого города? При всем моем большом уважении к первому президенту Чеченской Республики, полагаю, что есть имена граждан России, жителей Петербурга, которые в первую очередь должны быть увековечены на карте нашего города. Этих имен сотни. Галина Старовойтова, Евгений Мравинский, Георгий Товстоногов, Сергей Довлатов, Борис Ельцин, Анатолий Собчак и многие другие».

Писатель чеченского происхождения, более 25 лет проживающий в Петербурге, Герман Садулаев:

«Считаю, что ничего страшного не произошло. Я всегда говорил, что если хотите назвать что-то именем деятеля новой истории, то постройте это новое и называйте. Создайте новый квартал, площадь, улицу. И присвойте им имя Ельцина или Примакова. Я против переименований. Вот есть у нас проспект Большевиков, пусть он им и остается. Его строили большевики, они и присвоили это название. При этом хотелось бы узнать, предусмотрены ли в Грозном параллельные действия. Ахмат Кадыров — уважаемый мной деятель. Он многое сделал для восстановления мира в Чечне. Ничего плохого в том, что новый объект получит имя деятеля современной истории. Но необходимо учитывать и мнение местных жителей. Хотелось бы при этом услышать аргументацию депутата Виталия Милонова, а почему он в конце 2014 года решил озвучить предложение о присвоении имени Кадырова одной из петербургских улиц или площадей. Где здесь логика? Пока он непонятна».

Ветеран военных конфликтов, журналист, экс-депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Сергей Гуляев:

«Я лично знал Ахмата Кадырова. Бывал у него дома, был на службе в мечети. Пристально и долго наблюдал его вблизи — как они принимал решения, как выступал, как общался с людьми. Могу сказать, что он довольно достойный человек и в свое время сделал немало, чтобы прекратить войну. Многие считали его предателем, коллаборационистом, но я считаю, что он выполнил серьезную миссию спасения двух народов… Однако при всем уважению к Ахмат-Хаджи Кадырову, я думаю, что неправильно называть улицу или площадь в честь человека, который в Петербурге не жил, не сделал ничего героического для нашего города. Хотя в каком-то парке поставить его бюст или назвать в его честь культурный центр или общественное объединение можно».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от Красносельского района, участник заседания Топонимической комиссии Ольга Галкина:

«Та спешка, с которой принималось решение, при той аргументации, с которой оно принималось, заставляет предположить, что, наверное, существовало давление. Надеюсь, правительство города сможет ему противостоять. Финальная точка в данном вопросе еще не поставлена. Большинство жителей выступают против названия, связанного с именем Кадырова. На заседании присутствовал и глава Красносельского района Евгений Никольский, но он так и не озвучил своего мнения».

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский:

«От сегодняшнего заседания топонимической комиссии испытываю большое разочарование. Под давлением была совершена большая ошибка. Идет аппаратная интрига. Очень жалко, что на сегодняшнем заседании не смогли выступить по состоянию здоровья отдельные члены комиссии. Уверен, что результат был бы другим. Думаю, и сами ведущие заседания, например, вице-губернатор Кириллов не в восторге от итогового решения. Не было никаких оснований рекомендовать присвоение мосту имени Ахмата Кадырова... Ахмат Кадыров не жил и не работал в нашем городе. Я сознательно вывожу за скобки его действия в Первую Чеченскую войну. На заседании говорилось лишь о том, что он в Петербурге посадил дерево и подарил петербургской мечети ковер. Я был бы готов обсуждать вопрос, если бы в Грозном появился мост Бориса Немцова. Надеюсь, что губернатор прислушается к общественному мнению и не назовет мост именем Кадырова. Уже на этой неделе мы проведем собрание инициативной группы. После этого направим информацию в Горизбирком. Он должен будет вынести вопрос на обсуждение ЗакСа. Депутаты решат, есть ли возможность выносить этот вопрос на референдум».