Posted 31 мая 2016,, 09:10

Published 31 мая 2016,, 09:10

Modified 31 марта, 03:09

Updated 31 марта, 03:09

КС РФ признал систему «Платон» законной, но заявил о превышении полномочий оператором

31 мая 2016, 09:10
В это время дальнобойщики проводили пикеты у здания Конституционного суда, требуя отмены «Платона».

Конституционнный суд РФ принял решение по делу о законности введения системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон».

Как передает корреспондент «Росбалта», судьи не нашли у данного сбора характеристик налога. Именно на двойное налогообложение водителей изначально указывали заявители. Но суд пришел в выводу, что государство вправе накладывать дополнительную финансовую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует дороги, то есть водителей грузовиков. При этом в КС сослались на широкое применение данного подхода «в практике зарубежных стран». Таким образом, само взимание платы за проезд большегрузов было признано конституционным.

Однако суд указал Госдуме и правительству на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами. На то, что финансовое бремя в итоге получилось чрезмерным, косвенно указывал проект закона о льготах на транспортный налог для водителей фур. КС РФ отметил недопустимость внезапного прекращения этих мер поддержки водителей, а также повышения установленных правительством тарифов системы оплаты (помимо индексации).

В то же время суд постановил, что наделение оператора системы «Платон» полномочиями по установлению нормативов и применению к водителям мер принудительного характера противоречит Конституции. Оператор системы должен заниматься лишь организационно-техническим регулированием, поэтому правительство обязано внести необходимые правки в свои правовые акты. А Госдума «в разумные сроки» обязана установить порядок определения оператора и критерии, которым он должен соответствовать. Однако суд не стал настаивать на проведении конкурса по его выбору. Таким образом, оператор «Платона» останется прежним, но в законах просто пропишут его характеристики.

Также суд пришел к выводу, что водитель вправе доказывать, что нарушил правила использования системы «Платон» не по своей вине, а по объективным причинам, например, из-за дорожной обстановки.

Поводом для рассмотрения дела изначально стало обращение в суд группы депутатов Госдумы из фракцию КПРФ. Заявители утверждали, что система «Платон» по сути облагает водителей дополнительным налогом, но ее введение основано не на налоговом законе, а на акте исполнительной власти. Поэтому депутаты потребовали признать спорные нормы не соответствующими Конституции. По мнению заявителей, возмещение вреда за порчу дороги в таком виде превращается в инструмент ограничения экономической свободы предпринимателей и приводит к нарушению конституционных прав граждан. Возмущение депутатов вызвало и то, что способность плательщика к уплате налога и технические характеристики его авто не учитываются при взимании денег. Указывали они и на то, что в широком доступе отсутствует информация и о повышенном травмировании дорожного полотна грузовыми автомобилями.

В ходе первого и второго заседания в суде ни разу не было названо имя Игоря Ротенберга, который является совладельцем компании, занимающейся сбором денег с водителей.

С 15 ноября 2015 года была введена система оплаты проезда по федеральным трассам «Платон». Водители большегрузов массой больше 12 тонн должны оплачивать каждый километр пробега. Дальнобойщики выступили против данной системы. 27 мая был дан старт очередному протестному автопробегу по стране. Он продлится на протяжении месяца.

Подробнее о ситуации с судебным разбирательством читайте здесь.