Posted 20 июня 2016,, 14:56

Published 20 июня 2016,, 14:56

Modified 31 января, 10:41

Updated 31 января, 10:41

Дорогая агитация

20 июня 2016, 14:56
В Петербурге — десятки билбордов с изображением депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. Они появились задолго до официального старта предвыборной кампании.

На протяжении нескольких месяцев петербуржцы «любуются» на десятки билбордов с изображением депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. Именно благодаря этой незатейливой рекламе многие горожане узнали, что теперь она представляет не «Справедливую Россию», а некую «Партию Роста». Но проблема в том, что агитация появилась на улицах задолго до официального старта предвыборной кампании.

Указ о назначении выборов в Госдуму президент РФ подписал только 17 июня. Однако предвыборная агитация Дмитриевой была размещена в Петербурге намного раньше, еще весной. При этом билборды содержат не только изображения самого депутата, но и символику недавно созданной «Партии роста», которую она теперь представляет. Следовательно, по российским законам такая «наружка» может быть признана политической рекламой. А она разрешена лишь в официальный период предвыборной агитации, который у нас только-только стартовал.

Между тем в ряде регионов УФАС уже признал незаконным данное размещение политической рекламы. Еще в феврале такое решение было принято антимонопольной службой в Свердловской, в апреле — в Чувашии. Правда, вопрос о средствах агитации остается проблемным, так как в законодательстве есть серые пятна, которые позволяют партиям размещать билборды под видом потребительской или социальной рекламы.

Впрочем, агитация «Партии Роста» вызывает вопросы. Как отмечает депутат Госдумы Сергей Вострецов, неясны источники финансирования столь масштабной кампании. Общий объем задействованных внешних рекламных носителей «Партии роста» предположительно составляет более 300 штук. Стоимость месячной аренды такого числа билбордов, по мнению экспертов рынка, составляет не менее 20 млн рублей.

Можно предположить, что реклама была оплачена из личных средств депутата. Однако за 2015 год Дмитриева задекларировала доход в размере 5,8 млн рублей. Ее супруг, депутат Госдумы Иван Грачев за прошлый год заработал 6,1 млн рублей. То есть всего официального дохода парламентской семьи не хватило бы и на половину петербургской рекламной кампании. Из партийного фонда депутаты тоже не могли позаимствовать деньги. Официальная отчетность свидетельствует, что cчета петербургского отделения «Партии Роста» (а также «Правого роста» и «Партии профессионалов», из которых она была образована) в первом квартале пустовали. В целом касса всех 68 отделений политического объединения в разных субъектах федерации составляет всего 26,87 млн рублей.

«Учитывая, что размещение политической рекламы „Партии роста“ производилось до даты официального начала агитации в рамках избирательной кампании 2016 года, есть основания полагать, что средства на аренду рекламных конструкций и печать плакатов были проведены мимо партийной кассы», — полагает депутат Вострецов.

По мнению парламентария, это косвенно свидетельствует о наличии у политиков обеспеченных спонсоров, которые готовы вложить немалые средства для прохождения депутата в новый состав Госдумы.

С просьбой проверить законность агитации «Партии Роста» депутат обратился в петербургскую прокуратуру, УФАС, Горизбирком, а также отправил письмо в ЦИК на имя Эллы Памфиловой. Между тем в Центризбиркоме на днях как раз поднимался данный вопрос. И Памфилова заявила, что комиссия будет искать способы реагирования на незаконную политическую рекламу.

«На мой взгляд, это определенная уловка для дополнительной агитации еще до начала кампании. Я полагаю, что в любом случае это некорректно, мы будем реагировать», — отметила глава ЦИК.

Памфилова подчеркнула, что ситуация действительно во многом связана с несовершенством законодательства, «серые зоны» которого используют «наиболее предприимчивые кандидаты». Однако, судя по всему, ЦИК намерен жестко подойди к решению подобных проблем во время нынешней кампании. В конце концов правила агитации должны быть равны для всех. А тех, кто их нарушает, нужно наказывать.

К слову, в связи со стартом предвыборной кампании все билборды Дмитриевой в любом случае должны быть демонтированы и заменены новыми — с указанием об оплате за счет фонда кандидата. Если же это не произойдет в ближайшее время, то «Партию Роста» могут ожидать очередные санкции со стороны надзорных органов.

Максим Иванов