Posted 28 июня 2016,, 11:00

Published 28 июня 2016,, 11:00

Modified 31 января, 10:47

Updated 31 января, 10:47

«Страхи в пожилом возрасте идут из детства»

28 июня 2016, 11:00
Страхи берут свое начало в детстве и могут перерастать в фобии, которые сохраняются на протяжении жизни. Если человек испытывает страх, ему необходима помощь психолога, говорят эксперты.
«Росбалт» продолжает проект «Лучшая половина жизни», призванный показать и доказать, что активная жизнь — самое действенное лекарство от старости из ныне существующих.

Страх — это эмоция, которая генетически заложена во всех живых существах: птицах, рыбах, человеке. Бояться — это нормально. Этот инстинкт создан для того, чтобы защитить нас от существующей опасности и основан на естественном инстинкте самосохранения. Страхи и тревоги могут возникать как у молодых, так и у пожилых людей. О том, почему они появляются и как с ними бороться, рассказала психолог гериатрического отделения Калининского района Петербурга Марина Березовская.

Эксперт отметила, что у животных и у людей есть три формы реакции на сильный страх: агрессия, бегство, ступор. Страх возникает в ответ на явление угрожающего характера.
«Прежде всего, страх очень быстро мобилизует силы: реакции человека становятся молниеносными, страх способствует запоминанию опасности. Животные-мамы учат своих детенышей запоминать опасности. Мы, сталкиваясь со страхом, тоже запоминаем его на всю жизнь», — рассказывает Березовская.
Как правило, эта реакция — рефлекторная и происходит в спинном мозге, даже не доходя до головного. «Почему я не подумал? Ведь надо было все сделать по-другому», — обдумывает постфактум свои действия человек. Но природе лучше знать — в момент приближения опасности у человека обостряются все органы чувств, мы пытаемся понять, откуда еще может исходить опасность.
Поговорка «У страха глаза велики» возникла не на пустом месте. Как отмечают врачи, в момент сильного переживания у людей расширяются зрачки, сердце начинает бешено колотиться. Кроме того, если человеку нужно убегать или драться, организм стремится освободиться от лишних жидкостей. Поэтому происходит непроизвольное мочеиспускание, понос или рвота. Достаточно часто это бывает у спортсменов или солдат перед боем. Все это является совершенно нормальной реакцией и приводит к тому, что сосуды сужаются в пищеварительном тракте, отчего пересыхает во рту. Человек, который испуган, краснеет. Может возникать потливость и озноб — все из-за суженных сосудов.
«Генетически заложенный в нас страх делится на две группы: реальный и витальный. Первый — страх реальной угрозы. К примеру, когда вы идете по переулку и видите пьяных подростков. Этот страх всегда проходит после исчезновения угрозы. Витальный — это страх, который возникает в нашем организме при нарушениях в работе жизненно важных органов. Страх за свою жизнь, который возникает в случае проблем с органами, которые отвечают за нее. Он характерен для инфаркта миокарда. Для приступов стенокардии он нехарактерен, поскольку человек может просто положить таблетку под язык. А вот если возникает сильный страх за жизнь, здесь стоит сразу насторожиться и провериться у врача», — говорит Марина Березовская.
Оба этих страха совершенно нормальны и не требуют какого-либо вмешательства. Совсем другое дело — страх неадекватный, также называемый невротическим. Многие испытывали его в своей жизни, когда начинали гадать, что с ними может случиться, ощущать «ужас будущего».
Медики подчеркивают, что невротический страх — это неадекватная реакция. К тому же он может перерастать в фобии (боязнь собак, змей, автомобилей). Правда, иногда это отнюдь не мешает человеку жить: «Да, я боюсь змей, но не хожу в террариум и в своей жизни их не встречу, поэтому они на меня никак не влияют».
Если же страх заставляет существенно ограничить свою жизнедеятельность, нужна помощь психотерапевта или психолога.
По словам специалиста, многие фобии берут начало из детства. Практически у каждого ребенка в юном возрасте были события, которые, хотя и не были особо страшными, довольно сильного его напугали. Так, небольшой укус маленькой собачки может вылиться в кинофобию, а слабый ожог — в пирофобию. И здесь основная ответственность лежит на родителях.
«Нам всем кажется, когда мы разговариваем с ребенком, что он все понимает. Но это не так, ведь под многими словами нет никакой основы. Мы знаем, что такое счастье, а для ребенка это просто слово. Когда ему постоянно начинают говорить: не ходи, не бегай, не гладь, он начинает ощущать себя загнанным. Мол, ничего не стоит делать, поскольку везде есть опасность, он замыкается в себе. Эти страхи начинают появляться в детском возрасте и проходят через всю жизнь», — подчеркивает Марина Березовская.
К старости страхи могут меняться и трансформироваться: вы можете перестать бояться темноты, но начинаете опасаться чего-либо другого. Правда, причины страха можно распознать. А вот поводы для тревоги обычно не осознаются. Тревога — это расплывчатые опасения без реального объекта. Когда мы тревожимся, мы не понимаем, что с нами происходит. Ни один человек не способен переживать тревогу долго и находит способы защиты: придумывает себе объект, которого он бы мог бояться. Так, бабушки, находясь в подобном состоянии, думают — почему им так плохо. И находят ответ — дескать, потому, что внуки не заботятся.
В пожилом возрасте тревога может стать причиной проблем со сном, а также кишечных расстройств и тошноты. Также она может вызвать нарушения памяти, привести к амнезии и существенно снизить качество жизни.
Как определить — находитесь ли вы в состоянии тревоги? В первую очередь, нарушается сон. Человек начинает ощущать дрожь (в руках, груди, животе). Появляется суетливость. Дети начинают делать замечания своим родителям: «Мама, сядь, не суетись». Если тревога зашкаливает, то человек будет метаться. Он будет пытаться куда-то идти, что-то делать.
С «нормальной» тревогой делать ничего не нужно. Если же реакция зашкаливает или окружающие говорят: «Что с тобой?», стоит говорить о болезненном состоянии, которое нуждается в коррекции или лечении. Можно использовать и лекарства. Правда, по мнению специалистов, медикаменты не могут полностью излечить от тревоги, но помогут держать ее под контролем. В это же время должна вестись терапевтическая работа. Главное — не медлить ни минуты.
Тимур Новиков