Posted 11 августа 2016,, 22:40

Published 11 августа 2016,, 22:40

Modified 31 марта, 02:19

Updated 31 марта, 02:19

Выборы без альтернативы

11 августа 2016, 22:40
За депутатские кресла в ЗакСе Петербурга будут бороться шесть партий. Многие оппозиционеры сошли с предвыборной гонки на этапе проверки подписей.

Снять зарегистрированного кандидата в депутаты с выборов — задача непростая. Но система устроена так, чтобы нежелательных претендентов можно было с легкостью отсеять еще на подходе. Для этого придумана зубодробительная регистрация по подписным листам. Кандидаты от парламентских партий («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко») отдыхают. Они освобождены от сбора подписей и для них регистрация — это формальность. А вот представителям непарламентских объединений пришлось потрудиться.

На попытку зарегистрировать на выборах партийный список решились «Партия Роста», ПАРНАС, «Партия За Справедливость» (ПарЗаС), «Родина», «Партия Великое Отечество», «РОТ-Фронт» и «Коммунисты России». Для этого им пришлось собрать подписи 3% избирателей Петербурга (около 19 тыс).

Но подписная история — это даже не о том, как найти столько сторонников с петербургской пропиской. Суть заключается в правильном оформлении множества документов, потому что подписи может зарубить как графологическая экспертиза, так и проверка по базе миграционной службы МВД. Плюс есть еще множество юридических тонкостей оформления. По сути, всегда можно найти причину для отказа.

В связи трудоемкостью и финансовой затратностью сбора подписей сам факт сдачи «автографов» малоизвестными партиями выглядит подозрительным (о странностях этого предвыборного периода — здесь).

Собеседники, близкие к процессу, отмечают, что проверку по всей строгости не прошел бы ни один из поданных в Горизбирком пакетов документов. Однако в итоге одной партии все же удалось зарегистрировать свой список. Ей стала «Партия Роста», первым номером которой в городе является депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

Выяснилось, что брак в подписных листах у других партий превышает допустимые 10%. У «Великого Отечества» оказалось около 37% недействительных подписей, у «Родины» — почти 18%. В Горизбиркоме заверили, что в подписных листах «Партии роста» всего 5,28% брака, поэтому не было препятствий в регистрации ее списка. Однако история, очевидно, имеет политические корни. Здесь не обошлось без любимого журналистами противостояния между Смольным и спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым. Для последнего «Партия Роста» может стать поддержкой, в то время как в городской администрации в этом не заинтересованы. Однако скандал было решено не раздувать.

Кроме того, с точки зрения установки на прозрачность и легитимность выборов Горизбирком должен был зарегистрировать хотя бы одну непарламентскую партию. Сложно себе представить, что такой партией мог бы стать ПАРНАС. Оппозиционеры вели открытую кампанию по сбору подписей и, очевидно, прилагали все усилия, однако в связи со спешкой не успели оформить документы правильно. В итоге комиссия нашла у них 11,7% брака. ПАРНАСовцы пытались доказать свою правоту на заседании комиссии, но, кажется, сами понимали, что претензии обоснованны.

Кстати, попытка «отбить» часть забракованных подписей не выглядела такой уж глупой затеей. Но на уровне Горизбиркома это сделать было практически невозможно. Тот же ПАРНАС принес свои опровержения непосредственно перед заседанием, поэтому у комиссии не было достаточно времени, чтобы их рассматривать. Зато в территориальных избирательных комиссиях, где регистрировались одномандатники, шел детальный разбор полетов. Двум кандидатам все же удивительным образом удалось доказать, что подписи забракованы несправедливо.

Одним из счастливчиков стал поддерживаемый «Открытой Россией» самовыдвиженец Николай Артеменко. Кандидат обнаружил, что члены комиссии сами совершили ошибки при переписывании данных для отправки их в миграционное управление. Удивительным образом ТИК признал правоту Артеменко. Правда, можно предположить, что его кандидатура была одобрена для того, чтобы оттянуть на себя часть голосов другого молодого оппозиционного кандидата — «яблочника» Кирилла Страхова. Очевидным выгодоприобретателем от этой борьбы является единоросс Елена Рахова.

Также отстоял свои подписи депутат ЗакСа Владислав Бакулин, в этот созыв баллотирующийся от «Партии роста». Но, помимо него, партия смогла провести в округах еще лишь трех одномандатников. Были зарегистрированы депутаты Ольга Галкина и Сергей Трохманенко, а также помощница Дмитриевой Ольга Яковлева. В то же время влияния партии и ее покровителей не хватило, чтобы провести в округах депутатов Максима Резника и Ирину Комолову, а также депутата Госдумы Наталию Петухову. Против Петуховой в ТИКе образовалась целая межпартийная коалиция. Активную роль в ее снятии принимали представители «Родины», которые якобы даже устроили некую слежку за сборщиками от «Партии Роста», пытаясь уличить их в нечистоплотности.

Получается, команде Дмитриевой существенно подрезали крылья. Из-за недопусков по округам партия потеряла надежду на проведение в ЗакС большой фракции. Правда, Максим Резник точно находится на проходном месте в списке, так что за его судьбу можно не переживать.

По счастливому совпадению, в округе № 15, где намеревалась выдвигаться Петухова, по подписям зарегистрировался единственный представитель «Родины» — экс-кандидат в губернаторы Петербурга Андрей Петров. Он в последний момент сменил избирательную территорию, однако удивительным образом успел собрать все необходимые документы буквально за несколько дней. После своего участия в губернаторских выборах Петров получил пост замглавы Центрального района, но, вероятно, на этом бонусы не закончились.

Самую открытую подписную кампанию в городе вел бывший муниципальный депутат, самовыдвиженец Александр Шуршев. Он планировал выдвигаться в Адмиралтейском районе против своего давнего политического противника, единоросса Сергея Соловьева. Но оппозиционеру то и дело вставляли палки в колеса — например, расклеивали по району объявления с призывом не давать паспорта в руки незнакомым людям (без паспорта невозможно поставить подпись в поддержку кандидата) и запрещали агиатцию, признав ее незаконной.

Победить Соловьева, имеющего приближенных лиц как в муниципалитетах, так и в избирательных комиссиях, было задачей практически невыполнимой. ТИК не стал мелочиться и забраковал 100% подписей в поддержку Шуршева. Интересно, что после этого комиссия приняла решение зарегистрировать другого самовыдвиженца — главу МО Коломна Олега Столярова. Его наблюдатели называют человеком Соловьева и предполагают, что он будет выступать на выборах в качестве спойлера. Кстати, Столяров заявил, что собрал 4200 подписей в поддержку своего выдвижения, якобы потратив на весь процесс и агитацию менее 5 тыс. рублей. Для сравнения: Шуршев к тому моменту израсходовал около 450 тыс. рублей с избирательного счета.
ПАРНАС планировал выдвигать трех одномандатников, но все они не прошли подписной фильтр. Таким образом, в многомиллионном Петербурге были зарегистрированы всего семь непарламентских кандидатов по округам. В очередной раз возникают мысли о том, насколько регистрация по подписям вообще справедлива в наших реалиях. «Это порочная система», — отмечает член Горизбиркома Ольга Покровская. По ее мнению, давно пора вводить регистрацию с помощью залога. Тогда в выборах смогут участвовать все, кто готов рискнуть определенной суммой.

Софья Мохова