Posted 10 октября 2016,, 12:44

Published 10 октября 2016,, 12:44

Modified 31 марта, 01:37

Updated 31 марта, 01:37

Кинокритик: Режиссер Анджей Вайда представлял всю польскую культуру для мира

10 октября 2016, 12:44

Режиссер Анджей Вайда смог добиться того, что именно с его именем стала ассоциироваться польская послевоенная культура. Если в американском или английском кинематографе очень сложно выбрать «главного режиссера», то в Польше фигуры, сравнимой по масштабам с Вайдой, просто нет. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «Росбалта» высказал кинокритик, организатор и ведущий петербургских киноклубов Леонид Цыткин.

«Это редчайший случай, когда режиссер представляет целую культуру, целый народ для всего остального мира. В Польше замечательные прозаики и поэты, но когда произносишь фамилию Вайда, то все вопросы сразу снимаются», — рассказал Цыткин.

По словам кинокритика, в настоящее время в Польше идет определенная переоценка местной школы кинематографа. Например, ведутся разговоры о том, что можно считать Войцеха Хаса, снявшего «Петлю» и «Санаторий под клепсидрой», режиссером того же уровня, что и Вайда. Идет сравнение Вайды с режиссерами следующего поколения — Кшиштофом Занусси и Кшиштофом Кесьлевским.

«Но все равно, когда говорят о польском кинематографе, первая фамилия — это Вайда. Мы говорим о масштабе фигуры. Это вовсе не означает, что тот же Хас хуже строит мизансцену или плохо монтирует. В „польской школе“ он был первым. Тот же Роман Полански, друг Вайды, но совершенно далекий от него по эстетике режиссер, категорично заявил, что все польское кино вышло из фильма „Поколение“. Если бы не этот фильм, то польского кинематографа не было бы или же он был бы совершенно иным. Мне трудно представить, что может появиться еще один такой масштабный режиссер», — рассказал Цыткин.

Кинокритик считает, что, как и все большие режиссеры, Вайда менялся. Но даже его последние фильмы, такие как «Катынь» и «Валенса. Человек надежды», были не банальны и энергичны. Поверить в то, что их снимал человек, которому глубоко за 80, сложно.

«В кино редкие люди обладают трагическим темпераментом. В фильмах Вайды герой гибнет не потому, что он хуже стреляет и не потому, что так сложились обстоятельства, а потому, что он должен умереть. Его сокрушает рок. Вайда в своих лучших вещах — это трагический режиссер. Да и все великое кино обязательно обладает трагическим пафосом», — заявил Цыткин.

При этом Вайда-режиссер прекрасно уживался с классической литературой. Этого нельзя сказать о современных мастерах кино.

«Можно говорить о связке Орсон Уэллс — Уильям Шекспир? Можно! Можно говорить о связке Лукино Висконти — Федор Достоевский? Тоже можно! А, например, связка Тарантино — Хемингуэй звучит просто глупо, при всей любви к Тарантино. Когда же говоришь „Вайда и Достоевский“, „Вайда и Шекспир“, то вопросов не возникает», — рассказал Цыткин.

Известный польский режиссер Анджей Вайда скончался на 91-м году жизни.