Posted 10 октября 2016,, 13:57

Published 10 октября 2016,, 13:57

Modified 31 марта, 01:37

Updated 31 марта, 01:37

Россия и Финляндия не могут договориться о судьбе затонувших в XVIII веке картин

10 октября 2016, 13:57

245 лет назад в Балтийском море погиб голландский двухмачтовый флейт «Фрау Мария», на котором в числе прочих грузов перевозились картины из коллекции купца Геррита Браамкампа, приобретенные Екатериной II для Эрмитажа. С 1999 года, когда финские водолазы обнаружили обломки корабля у Аландских островов, Россия и Финляндия ведут дискуссии о принадлежности картин, которые, возможно, все еще находятся на морском дне, сообщает ТАСС.

Корабль затонул в Шхерном море, острова в котором принадлежат Финляндии. Финский закон определяет, что если корабль и груз пробудут в территориальных водах Финляндии сто лет, то страна становится их единственным законным владельцем. Этот срок истекает в декабре 2017 года.

При этом на груз могут претендовать еще два государства: Нидерланды — как страна, которой принадлежал парусник и из порта которой он отправился в свое последнее плавание, и Швеция — как страна, территорией которой острова Шхерного моря были в XVIII веке, отмечает агентство.

В 2001—2004 годах Финляндия представила «Фрау Марию» для международных исследований по проекту подводного культурного наследия. Весной 2000 года Музейное ведомство Финляндии (The National Board of Antiquities) и собственник территории Финская лесная администрация заключили соглашение, объявившее территорию, где был найден корабль, охраняемой исторической зоной и запретившее проход кораблей над нею.

Российские власти пытались вызволить картины Эрмитажа со дна моря еще в XVIII веке. Как только в Петербурге узнали о катастрофе «Фрау Марии», правительство России тут же обратилось к Швеции с просьбой взять ситуацию под особый контроль. Канцлер Никита Панин писал своему шведскому коллеге Ульрику Шефферу о том, что «на борту находится несколько ящиков с ценными картинами, принадлежащими Ее Императорскому Величеству».

Попытки спасти корабль, приостановленные зимой из-за ледовой обстановки, были возобновлены весной 1772 года, однако технологии XVIII века не позволили осуществить ни подъем судна, ни груза с него.

После обнаружения обломков корабля в 1999 году вопрос о доставке картин по назначению встал опять, и российские специалисты стали предлагать финнам совместные исследования. С 2008 года шли российско-финляндские переговоры по вопросу о «Фрау Марии». Весной 2011 года Финляндия официально объявила об отказе от планов подъема «Фрау Марии» или ее обломков и о своем намерении организовать международную выставку, представив на ней находки с этого корабля. Финское министерство культуры тогда проинформировало об этом своих коллег в РФ, поблагодарив российскую сторону за сотрудничество в проектах, которые привели к значительному продвижению в изучении судна и находящихся на нем ценностей. В письме, которое направил тогда министр культуры и спорта Финляндии Стефан Валлин своему российскому коллеге Александру Авдееву, было сказано, что реализация проектов, связанных с «Фрау Марией», «привела к значительному продвижению в изучении судна и оценке находящихся на нем ценностей, однако Финляндия не планирует поднимать затонувший корабль или его обломки».

Специалисты Государственного Эрмитажа считают, что «Фрау Мария» и ее груз, если он действительно сохранился, по-прежнему представляют интерес для музейных исследований. В ноябре 2013 года российские музейщики предложили коллегам из Финляндии сотрудничать в исследовании "Фрау Марии". Тогда же был подписан меморандум о взаимопонимании в области музейного дела с Ассоциацией музеев Финляндии. Тем не менее, за два прошедших года никаких шагов в сторону совместных исследований сделано не было.