Posted 2 ноября 2016,, 17:48

Published 2 ноября 2016,, 17:48

Modified 31 января, 12:36

Updated 31 января, 12:36

Цены растут после выборов

2 ноября 2016, 17:48
В ходе рассмотрения бюджета Петербурга власти заявили о решении поднять стоимость проезда на метро на 10 рублей. Губернатор считает, что горожанам это «по плечу».

В петербургском парламенте приступили к рассмотрению проекта бюджета на 2017 год. Его составители традиционно говорят о том, что у нас все в принципе хорошо, но при этом не стесняются залезать в карман гражданам.

В прошлом году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко рассказывал депутатам о том, что бюджет города верстался в сложных экономических условиях. В этот раз, представляя главный финансовый документ города, он поменял риторику.

«Впервые за несколько лет бюджет вносится в ЗакС на фоне устойчивого роста основных экономических показателей. Город добился макроэкономической стабильности и продолжает двигаться вперед, опираясь главным образом на собственные силы», — заверил всех губернатор.

По словам главы города, в Петербурге все хорошо: индекс промышленного производства растет, оборот организаций увеличивается, торговля развивается. Вот только бюджет сформирован согласно «консервативному» сценарию развития. Что якобы оправдано, потому что мы движемся в ногу с остальной Россией, и надо помнить, что не у всех регионов все так гладко. Доходы города в следующем году составят 470,7 млрд рублей, расходы — 535 млрд рублей, дефицит — 64,3 млрд рублей. Что, по словам губернатора, «абсолютно реалистично и гарантирует городу финансовую стабильность».

Вот только данный «консервативный» сценарий власти ранее признавали для нас неприемлемым. Считалось, мы должны идти даже не по умеренно-оптимистическому пути, а по инновационному. Такие цели были заложены в уже слегка замшелой Стратегии-2030, которую теперь не часто вспоминают. Сегодня городу предлагают радоваться тому незначительному росту, что мы имеем по ряду показателей.

При этом в противовес своим словам об улучшении экономической ситуации губернатор поспешил огорошить новостью о повышении разового тарифа на проезд в общественном транспорте сразу на 10 рублей. Со следующего года Петербург перейдет на экономически обоснованные тарифы, так как у Смольного нет денег на субсидии перевозчикам.

«Безубыточность возможна только при тарифах, которые экономически обоснованы. То есть 45 рублей для метро и 40 для наземного транспорта. С учетом того, что городу необходимо решать многие другие вопросы, мы просто не можем себе позволить дополнительно субсидировать наших перевозчиков. Думаю, данный тариф, который не является самым высоким по стране, вполне по плечу основной массе жителей. Тем более, что это цена разового проезда. Рост оплаты проездных билетов составит не более 7,7%. То есть большинство граждан, пользующихся общественным транспортом, существенно не пострадают», — заверил депутатов губернатор.

Оппозиционеры тут же отметили, что о таком росте тарифа заговорили только после выборов. Еще летом чиновники планировали повышение только на два рубля. Но пока благосклонность избирателя власти не нужна, гораздо нужнее деньги из их карманов. Правда, даже в «Единой России» высказали по этому поводу некоторое беспокойство и обещали еще раз во всем разобраться. Можно было подумать, что заявленное повышение является некой «страшилкой» и проверкой на реакцию. Если местному отделению партии власти захочется спасти горожан от транспортного грабежа, то выискивание средств в бюджете может стать поводом для очередного внутривластного конфликта.

Однако во время представления проекта у представителей «Единой России» к губернатору вопросов не было. Оппозиционеры же воспользовались возможностью раскритиковать документ. Так, коммунистка Ольга Ходунова заявила, что социальность проекта бюджета — это миф, потому как в нем заложен очередной рост тарифов ЖКХ на 5,5%. В КПРФ подсчитали, что правительство не досчиталось около 30 млрд рублей доходов — это долги за использование городского имущества и средства, полученные за использование бюджетных денег в коммерческих банках.

Фракция «Партия Роста» подготовила так называемый «альтернативный» проект бюджета, указывая на неоправданный оптимизм Смольного. По мнению депутата Оксаны Дмитриевой, чиновники ошибочно говорят о переходе от кризиса к росту, в то время как речь идет о переходе от кризиса к стагнации. В «Партии Роста» подсчитали, что при мобилизации доходов город мог бы получить на 33,9 млрд рублей больше. А оптимизация расходов, в том числе трат на госуправление, могла бы привести к экономии в размере почти 30 млрд рублей.

Про неверные параметры бюджета говорил и «яблочник» Михаил Амосов.

«От рассмотрения бюджета осталось ощущение неудовлетворенности. Общественные слушания проводились в заочной форме, и это нечто вроде секса по телефону. Эффективность примерно такая же. Ведь обычно с помощью слушаний можно было получить полезные предложения. Такой легкий порядок рассмотрения, когда правительству дается понять, что все будет одобрено, приводит к снижению требований к подготовке бюджета. Федеральный бюджет пока не принят, не определены объемы трансфертов регионам, то есть доходы города уже занижены. В результате во втором чтении мы фактически будем принимать новые параметры», — заключил Амосов.

Но в Смольном сочли претензии оппозиционеров по поводу неучтенных налогов необоснованными.

«Надо разделять реальные вещи и то, чего „хотелось бы“. По налоговым доходам наши прогнозы отличаются от прогнозов Федеральной налоговой службы меньше, чем на 0,2%. В ретроспективе отклонение плана от факта составляло по годам 3-4%, которые в рамках погрешности допустимы. Что касается неналоговых доходов, то мы действительно закладываем в бюджет несколько меньше, чем планируем получить. Да, целесообразно проводить работу по улучшению собираемости платы с арендаторов городского имущества. Но эта работа не обязательно даст 100% результат. Мы закладываем в документ реальные доходы, а не фантастические», — сообщил корреспонденту «Росбалта» глава комитета финансов Алексей Корабельников.

По словам чиновника, размер бюджетных доходов действительно будет уточнен ко второму чтению, но эта сумма «потеряется в округлениях». Ситуация, когда цифры бюджета в рамках второго чтения кардинально отличались от первого, для Петербурга не нова. В прошлом году расходы (одновременно с дефицитом) были увеличены на 8 млрд рублей, но это произошло как раз из-за субсидий перевозчикам, чтобы не допустить подорожания тарифов. Но даже если Смольный принял окончательное решение о повышении стоимости проезда, остаются неучтенные федеральные трансферты, которые тоже могут повлиять на итоговые цифры.

И депутаты, и чиновники сейчас готовят поправки к документу. От главных распорядителей средств уже поступили заявки на сумму в 70 млрд рублей. По закону бюджетный дефицит может вырасти только на 5,5 млрд, то есть удовлетворят лишь малую часть пожеланий. Сумма аппетитов депутатов пока неясна, но обычно парламентариям удается перераспределить по собственному желанию 1-2% расходов.

Софья Мохова