Posted 9 ноября 2016,, 16:00

Published 9 ноября 2016,, 16:00

Modified 31 марта, 01:16

Updated 31 марта, 01:16

Поле Чудес на «Зенит-Арене»

9 ноября 2016, 16:00
Как петербургские чиновники прошли все стадии — от отрицания до принятия скандального выдвижного поля на «Зенит-Арене» и чем это грозит.

Во время последней проверки стадиона «Зенит-Арена» специалисты FIFA выявили проблемы с выдвижным полем. Оно пружинит, а значит, нормально играть в футбол на нем не получится. Пока инженеры продумывают способы стабилизации «выдвижного поля», «Росбалт» рассказывает, как оно появилось, почему архитектор стадиона был против, и какие еще стадионы могут похвастаться таким ноу-хау.

История выдвижного поля

Стадион-долгострой «Крестовский», стоимость которого ныне оценивается в 42,5 млрд рублей, начали проектировать в 2006 году. Автором проекта стал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. К тому времени он уже построил стадион Оита, а также современные международные аэропорты в Куала-Лумпуре и Астане. Японец предложил создать стадион в форме «летающей тарелки».

Изначально Курокава отказался от идеи строить на арене выдвижное поле. Японский архитектор хотел сэкономить деньги. Ведь осенью 2006 года считалось, что стадион можно будет возвести всего за 250 млн евро. По замыслу архитектора, футбольное поле должно было состоять из множества двухметровых зеленых травяных модулей, которые при необходимости можно было оперативно заменять.

Тем не менее идея выдвижного поля продолжала обсуждаться.

«Не нужно поддаваться моде. „Выдвижение“ не способствует сохранению естественного газона, особенно при наших сложных погодных условиях. Если соглашаться на этот принцип, то только в случае проработки технологий поддержания такого поля в хорошем состоянии», — заявила Матвиенко в конце 2006 года.

«Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», — заявила Валентина Матвиенко в марте 2007 года.

И все-таки вопрос с выдвижным полем решили обсудить. Решение принимали сразу три вице-губернатора — Александр Вахмистров, Александр Полукеев и Сергей Тарасов. В итоге они дали добро.

Уже через месяц губернатор подвела итог обсуждению.

«Взвесив все за и против, мы посчитали строительство выдвижного поля наиболее правильным вариантом… Конечно, тревога есть, как за любой крупный проект. Но все идет по плану. И, думаю, у нас есть все возможности завершить проект в намеченные сроки. Пусть болельщики начинают готовить для красивого стадиона новые плакаты, новые лозунги».

Тогда же, в апреле 2007 года, решено было ликвидировать скоростную гоночную трассу «Невское кольцо», которая петляла вокруг старого стадиона. С того самого знаменательного визита прошло 9,5 лет.

Шли годы, стадион становился все дороже.

Наконец, в начале ноября 2016 года, выдвижное поле пока не достроенного стадиона увидели инспекторы ФИФА. Попрыгав по газону, они ощутили вибрацию. Оказалось, что ее нормы превышены в семь раз. Следовательно, играть в футбол на профессиональном уровне на таком газоне не возможно.

Заменить выдвижное вибрирующее поле на стационарное федеральные и городские чиновники категорически отказались. Вице-премьер по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил, что о недоделках как раз и можно узнать исключительно опытным путем, то есть проверяя объект в режиме эксплуатации.

«Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может? Речь идет о том, что поле на нестабильной основе закатывается в стадион, нужны усиления. Сейчас технические решения будут найдены. Это обычная вещь», — заявил журналистам Мутко.

О наличии плана по устранению вибраций выдвижного поля сообщил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «По поводу вибрации. Надо войти в проектное положение. В мире всего четыре выкатных поля. План устранения вибрации у нас существует».

Мировой опыт

В мире всего четыре стадиона с выдвижным полем. Подобные инженерные решения имеют место на арене в немецком Гельзенкирхене, голландском Арнеме, американском Финиксе, а также японском Саппоро.

Veltins-Arenа находится в Гельзенкирхене. Там проходят матчи футбольного клуба «Шальке 04», а также соревнования по хоккею. Так, на Veltins-Arena состоялся матч открытия чемпионата мира по хоккею с шайбой 2010 года между сборными Германии и США. На стадионе регулярно проводятся концерты мировых звезд. Вместимость арены — 61 тыс 973 человек. Построена в 2001 году за €191 млн.

Стадион Gelredome расположен в голландском городе Арнем. На нем свои матчи проводит футбольный клуб «Витесс». Арена вмещает до 39 тыс зрителей. Построен в 1998 году за $64 млн.

University of Phoenix Stadium расположен в пригороде американского Финикса в городке Глендейл. Хозяином арены считается команда по «американскому футболу» «Аризона Кардиналс». Строительство спортивного сооружения заняло три года. Торжественное открытие стадиона, вмещающего 63 тыс. 400 человек, состоялось 1 августа 2006 года. На постройку потратили $455 млн.

Стадион «Саппоро Доум» расположен в японском городе Саппоро. Здесь проводит свои матчи футбольный клуб «Консадоле Саппоро» и бейсбольная команда «Хоккайдо Ниппон-Хам Файтерс». Максимальная вместимость стадиона составляет 53 тыс. 796 человек. Открыт в 2001 году, стоимость строительства — $400 млн.

Мнения специалистов

Эксперт в области строительства спортивных сооружений, главный специалист «Росинжиниринга» Антон Нефагин:

«Надо понимать, что футбольное поле можно использовать ограниченное число раз. За ним нужно ухаживать: поливать, заниматься стрижкой травы, работать с освещением и прочее. На стадионе „Зенит-Арена“ решили выкатывать поле на естественное освещение. На мой взгляд, в наших широтах это неоправданное решение. Гораздо проще было бы регулярно производить замену газона на стационарном поле.

Если делать многофункциональную арену, на которой можно было бы проводить концерты и шоу, то надо позаботиться о том, чтобы в футбол можно было играть в другом месте. Например, Stade de France в пригороде Парижа — это супермногофункциональная арена, на которой проводятся даже авторалли, мотогонки и конные скачки. Но футбольного поля как такового на этом стадионе нет. Каждый раз перед центральными футбольными матчами его укладывают заново.

Указывалось, что на то, чтобы закатить и выкатить футбольное поле, нужно потратить $25 тыс. Но одно дело, когда выкатка происходит в строительных условиях, а другое — в спортивных. Думаю, что поле на Крестовском все-таки будет выкатываться только „по большим праздникам“.

Возьмем „Ледовый дворец“, в котором играет хоккейный СКА. Когда в „Ледовом“ проходят концерты, СКА отправляется играть в „Юбилейный“. Концерты для „Ледового дворца“ в приоритете, потому что на них можно заработать. Новый же стадион строится именно для „Зенита“. Чтобы провести концерт, требуется не просто убрать поле, но и собрать всю инфраструктуру. А на это уходит не два и не три дня. Видимо, поле будут убирать летом в футбольное межсезонье. Практика показывает, что для ухода за газоном российские стадионы приглашают иностранного специалиста-агронома. А он уже подбирает помощников из местных, у которых есть необходимый опыт.

Что касается проблемы вибрации на „Зенит-Арене“, то здесь много раздуто нашими СМИ. У ФИФА есть стандартные тесты, которые были проведены. На поле кидали грузик, чтобы измерить поглощение удара. В итоге уровень поглощения удара оказался низким. Думаю, что причиной этого стала „подушка“ или „пирог“, то есть то, что лежит непосредственно под верхним слоем, под газоном. Были минусовые температуры. Возможно, свою роль сыграл природный фактор, „подушка“ подмерзла. А возможно, были оплошности при укладке верхнего слоя».

Доктор геолого-минералогических наук, эксперт в строительстве, эксперт по вопросам почвы и сооружений Алексей Шашкин:

«Всегда надо говорить на понятном языке, в том числе когда речь ведется о вибрации. Когда мы говорим о вибрациях в спальных районах, то есть определенные нормы, которые ее ограничивают. Они строго прописаны в ГОСТах. Есть промышленная вибрация — вибропогружение шпунта и свай. В ней тоже свои параметры. Что касается вибрации выкатного поля на стадионе, то у нас нет ни критериев, ни методик. Надо исходить и из целей. Когда начинали строить стадион, то сколько стоил баррель нефти? Он стремился к своему максимуму. Поэтому и решили, а почему бы в Петербурге не быть выкатному полю. Сегодня, в кризис, наверное, приняли бы другое решение. Это все бодание на проектирование. Власти говорят: нам нужен стадион на котором можно было бы играть в футбол на живой траве и проводить концерты, обеспечьте условия. Выкатное поле в лучшей степени это обеспечивает. Я видел, как выкатывается поле. Процесс занимает несколько минут и выглядит очень эффектно».