Posted 29 ноября 2016,, 13:15

Published 29 ноября 2016,, 13:15

Modified 31 марта, 01:03

Updated 31 марта, 01:03

«Звездные» рестораны Петербурга

29 ноября 2016, 13:15
Присуждение в «Астории» теперь уже национальной ресторанной премии WHERETOEAT 2016 (она впервые вручена и в Москве) лишь на время примирило поклонников разных кулинарных талантов и их обителей — да и примирило ли?

Обсуждение итогов премии — это не просто желание посмаковать детали, вспомнив, какие знаменитости и в каких нарядах были на церемонии, какое вино лилось и чем оно закусывалось. Это еще и тихая осенне-зимняя необходимость проанализировать новые тренды и тенденции.

Всегда свежая избитая тема

Четвертая по счету и самая блестящая по форме ресторанная церемония России в этом году стала и самой неоднозначной. C одной стороны, столь трепетного соблюдения дресс-кода и столь изысканного фуршета (спасибо организаторcкому дару Ирины Тиусониной и шефскому гению Сержа Фери) не знали ни «Золотое перо», ни даже столичная «Тэффи». Московский успех премии тоже добавил веселья гостям петербургской гастроночи, где даже форс-мажорные хохмы — вроде срочного переодевания самого яркого московского питерца Саши Цыпкина из джинсов в костюм — казались гениальной домашней заготовкой. С другой стороны, итоги, интрига вокруг которых всю осень подогревалась в соцсетях экспертами и гурманами, оказались не столь предсказуемыми. Два года искусной борьбы с антисанкциями и сложившийся за это время образ новой петербургской кухни — современно-нордической по форме и патриотичной по содержанию — настраивали, как и в прошлом году, на победу одного из ресторанов «гастробарного» формата, в то время как в поварской номинации мог выиграть и более классический шеф.

Но все пошло не так: первую десятку ресторанов возглавил серебряный призер прошлого года, изысканный и дорогой итальянец Il Lago dei Cigni, а вместо классического мэтра-победителя на сцену взбежал неформатный Дмитрий Блинов — один из главных создателей той самой новой кухни и отец-основатель прошлогоднего победителя в ресторанной номинации Duo Gastrobar.

Итальянская оккупация первой ресторанной тройки (несмотря на все антисанкции) вообще удивительна: на втором месте незаменимая Probka Арама Мнацаканова, на третьем — стабильно прекрасный Percorso. Кстати, Ассоциация консьержей Les Clefs dʼOr тоже выбрала «итальянца» — GooseGoose. То есть сыра (читай — пармезана) нет, а они не только держатся, но и побеждают! Главный же хит этого года, блиновский Tartarbar (ему прочили победу многие) оказался лишь четвертым. А четвертый в прошлом году «Кококо» — пятым. Оставшиеся пять мест распределились так: шестое — forever популярный Duo Gastrobar, седьмое — по-московски яркий «Блок», восьмое — гастрономический бриллиант Эдика Мурадяна «EM», замыкают десятку «Белка» с авторской кухней Александра Бельковича и трендовый Hamlet + Jacks. Многие ждали более высокого места почти идеальной «Морошки для Пушкина», оказавшейся только 16-й. Закономерно вхождение в топ-50 «Рубинштейна», ставшего, несмотря на дебютные сложности с кухней, самым популярным местом встречи в городе.

Мы — то, что мы (хотим) есть

В целом по итогам последних двух лет вполне можно составить «дорожную карту» развития петербургского общепита. И пусть уличная еда не является объектом интереса самой серьезной ресторанной премии, не вспомнить о ней было бы несправедливо. Тем более что и в этом сегменте пищевой цепочки, бесконечно удлинившейся за счет «трендовых» локальных фастфудов (в отдельных местах, вроде Сенной площади, их больше, чем прохожих), наметились перемены. И не только в разнообразии интерьеров «для бургеров и бюргеров», которые становятся все эпатажнее. Растет именно качество кухни отдельных заведений, находящихся где-то на границе между фастфудом (иногда с доставкой на дом добротной полуготовой еды), дайнером и гастропабом. Качественную пасту предлагает сетевой по форме, но очень качественный any.pasta.pizza.bar. По-прежнему неплох City Grill — одно из первых чад в союзе фастфуда и стейкхауса. Недавно это пестрое семейство приросло симпатичной «Мясорубкой» на Литейном с гигантскими «честными» бургерами и американским по формату Дикmanʼs Deli Дмитрия Ятъ-Дикмана на Аптекарском с совершенно пострясающими пастрами.

И все равно главное достижение кризисных лет — формат гастрономических баров-ресторанов в стиле, который условно можно назвать «новым петербургским нордиком». Список велик — от демократичных по ценам, но безупречных по исполнению блиновских Duo и Tartarbar, модного Hamlet + Jacks (10) Евгения Викентьева и Ко, стильного Gräsʼа (11) Антона Абрезова и концептуального Erarta Café (15) Артема Гребенщикова — до элитарной «Морошки для Пушкина» с кухней Романа Палкина.

Еще один не новый, но вновь ставший популярным формат — ностальгические рестораны «советской» кухни, где современные технологии и весьма китчевый интерьер сочетаются с кухней на базе известных советских рецептов. Когда-то начало моде положила хрестоматийная «Мари Vanna», сегодня на новой волне «квасного патриотизма» тему продолжает не один десяток ресторанов (самый свежий по времени — «Коммуналка» Стаса Михайлова). Из самых оригинальных и цельных по «советской» концепции можно назвать «Центральный», за которым маячит мощная тень Леонида Гарбара, а наиболее авторским и острым по форме (что приближает его к первой группе) — успешный «Кококо» Матильды Шнуровой. Последний, кстати, получил приз «Выбор СМИ Петербурга» — решение, относящееся скорее к авторской кухне Игоря Гришечкина, нежели к далекому от совершенства обслуживанию.

Продолжение о премиальных и «питейных» заведениях Петербурга читайте на сайте «Петербургский авангард».

Тамара Иванова-Исаева