Posted 5 декабря 2016,, 14:40

Published 5 декабря 2016,, 14:40

Modified 31 марта, 00:59

Updated 31 марта, 00:59

Как инвалиду получить помощь от государства?

5 декабря 2016, 14:40
Почему появляются очереди для инвалидов в санатории, как правильно подать заявку на протез и всегда ли нужно ждать два месяца, чтобы получить прописанные врачом устройства, рассказал представитель ФСС Александр Образцов.
Петербургское отделение Фонда социального страхования уже больше 11 лет работает с инвалидами. Оно отправляет детей и взрослых в санатории на реабилитацию, покупает протезы, коляски, трости, тифломагнитолы и еще сотни разных устройств, которые так нужны «особым» людям.

Корреспондент «Росбалта» поговорил с заместителем управляющего регионального ФСС Александром Образцовым о том, почему появляются очереди в санатории и из-за чего тяжело попасть на реабилитацию летом, как правильно подать заявку на протез или корсет и всегда ли нужно ждать два месяца, чтобы получить прописанные врачом устройства.

— Задам, наверное, волнующий многих вопрос. Очереди на отдых в санатории довольно большие. То есть отдохнуть можно только раз в три года. Многим людям с инвалидностью хотелось бы ездить в санатории чаще. Кто виноват, что попасть в дома отдыха непросто?

— Деньги на санаторно-курортное лечение нам выделяют из федерального бюджета. По закону приходится где-то по тысяче рублей на инвалида в год. Инвалидов в Петербурге, имеющих право на санаторно-курортное лечение, 170 тыс. человек. Заявок в год получаем по 30-35 тысяч. А путевка на 18 дней стоит около 19 тысяч рублей. Вот и получается, что в год отдохнуть и полечиться в санатории могут только 9-10 тыс. человек. Но все, кто ежегодно подает заявки, раз в три года имеет возможность отдохнуть в санатории.

— Больше всего желающих отдохнуть летом?

— Многим хочется отдохнуть летом. Но в санаториях летом мест не хватает. Для них это пик сезона. Они стараются взять побольше «коммерческих» клиентов. Мы пытаемся бороться с этим. Когда объявляем конкурс на предоставление путевок, то прописываем, что на лето должно быть не меньше 20% заездов. В следующем году хотим попробовать увеличить до 30%, а потом и до 50% — всему свое время.

Вообще, многое зависит от того, что прописал врач. Кому-то доктора рекомендуют отдыхать в санаториях осенью, зимой, кому-то — летом, а кому-то можно в любое время года. Мы все эти рекомендации учитываем.

— А куда ездят отдыхать инвалиды?

— Чаще всего — в санатории Петербурга и Ленобласти. Затраты на дорогу маленькие (мы ведь дорогу оплачиваем из того же источника финансирования), а санатории — хорошие. Детей, людей с болезнями и травмами позвоночника, тех, кому рекомендована смена климата, мы отправляем в Минводы, Анапу, Сочи. В прошлом и позапрошлом году наши льготники летали в Крым. На это выделялись деньги по отдельной программе. В этом году дополнительного финансирования на авиаперелеты на полуостров не было. Ждем, когда построят Керченский мост — тогда наши подопечные смогут ездить в Крым поездом.

Заграничные санатории в конкурсах участвовать не могут. Раньше расcматривались варианты сотрудничества со странами Таможенного союза, например, с Казахстаном. Но пока договоренностей об этом нет.

— Много жалоб на отдых в санаториях было в этом году?

— На условия отдыхающие жалуются редко. Чаще — на поведение персонала. Мы в таких случаях всегда разбираемся, разговариваем с администрацией. Обычно санатории идут навстречу клиентам, иногда дают им дополнительно день-два отдыха бесплатно.

Ну и у некоторых все-таки слишком большие ожидания. Не все понимают, что санаторий — не курорт. Тут лечатся, проходят реабилитацию, а значит, есть свои правила и режим. Нужно соблюдать требования врачей, иначе получите замечания от персонала.

— Еще одна важная тема — это так называемые средства реабилитации. То есть костыли, протезы, коляски, калоприемники, подгузники и многое другое. Что нужно знать инвалиду, чтобы он мог без проблем все это получить?

— Тут есть два варианта. Вариант первый. Обратиться к нам, в региональное отделение, подать документы и либо сразу получить направление, либо подождать (максимум — два месяца), когда будет заключен государственный контракт. Важно попросить врача, чтобы он четко прописал в индивидуальной программе реабилитации (или абилитации) все необходимые инвалиду характеристики колясок, протезов и прочее. Не просто «трость», а «трость с анатомической ручкой», «трехопорная» и так далее. Или, к примеру, коляска с таким-то углом наклона спинки.

Чтобы каждый раз гражданам не нужно было долго ждать, мы заранее заключаем контракты на самые востребованные средства реабилитации. Например, на ортопедическую обувь, абсорбирующее белье, подгузники, ремонт протезов. Это очень помогает в работе. Обратился к нам инвалид — и практически сразу получил направление к поставщику за нужным ему изделием.

Вариант второй — купить самому, а потом получить компенсацию в ФСС. Но есть одно но. Средство реабилитации не должно быть дороже, чем цена аналогичного изделия по госконтракту, заключенному региональным отделением. Поэтому, прежде чем что-то покупать, позвоните нам на горячую линию по номеру 677-87-17. Специалисты скажут, сколько это стоит.

— Многие из нас боятся бюрократии. Чтобы получить причитающееся тебе по закону, нужно собрать множество документов и отстоять в очереди. Что вы делаете, чтобы сделать весь этот процесс проще?

— Мы запрашиваем минимум документов. Многие бумаги получаем сами — отправляем межведомственные запросы в госорганы. Также мы всячески пропагандируем электронный портал госуслуг. Ведь гораздо проще подать все документы через интернет. На нашем сайте, кстати, можно и очередь в санаторий отследить — нужно только ввести номер СНИЛС. Ну и конечно у нас работает «горячая линия». Центр телефонного обслуживания особенно помогает тем, кто впервые пытается подать заявку в Фонд. Кстати, пока у нас единственное региональное отделение в стране, у которого есть «колл-центр».

— Новое явление в России — это реабилитационные менеджеры. Они помогают вернуться к работе тем, кто получил инвалидность на производстве. Как все это работает в Петербурге?

— Когда произошел несчастный случай, нужно, чтобы его признали страховым. Если несчастный случай признан тяжелым, тут начинают работать наши менеджеры. Они отслеживают все этапы — от лечения и реабилитации пациента до постепенного возвращения на работу. Работают со службой занятости, с комитетом по здравоохранению, фондом ОМС.

Цель в том, чтобы помочь сотруднику быстрее вернуться к труду, желательно — на его прежнее место работы. То есть, чтобы человеку не пришлось всю жизнь жить на пособия, чтобы он мог сам себя обеспечивать, быть финансово независимым. Самому, без поддержки работнику бывает трудно разобраться с навалившимися на него проблемами. Поэтому помощь менеджеров очень важна.

Кстати, это направление финансируют сами работодатели, они отчисляют деньги — страховые взносы — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — в Фонд. Впоследствии выплаты из Фонда на одного пострадавшего могут составлять миллионы рублей.

В Петербурге в 2016 году — 117 тяжело пострадавших на производстве, с ними и работают наши реабилитационные менеджеры. Из них 50 человек уже прошли курс лечения, а 39 вернулись к труду, полностью восстановив свое здоровье, 33 — на прежнее место работы.

— Когда в Петербурге появится центр обслуживания ФСС населения с доступной средой?
— Такой центр мы уже открыли на Инструментальной улице, 3Б (вход с Аптекарской набережной, 12). Он появился в 2016 году. В центре созданы особые условия для колясочников, а также для инвалидов по слуху и по зрению. Создать доступную среду нам помогали общества инвалидов — активисты присылали советы по обустройству помещения, приезжали проверить работу подрядчиков.
Сейчас мы обучаем наших сотрудников, рассказываем им, как вести себя с особыми людьми. И продолжаем работать над улучшением условий для инвалидов.

Беседовал Василий Юровский

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.