Posted 8 декабря 2016,, 21:15

Published 8 декабря 2016,, 21:15

Modified 31 января, 13:04

Updated 31 января, 13:04

Убийства и пытки в российской полиции

8 декабря 2016, 21:15
В Петербурге экс-сотруднику полиции дали два года колонии за убийство. «Росбалт» вспомнил самые громкие случаи «полицейского произвола».

В четверг, 8 декабря, Красногвардейский районный суд Петербурга приговорил бывшего полицейского Андрея Артемьева к 1 году 9 месяцам колонии общего режима за убийство информатора. По версии следствия, 11 ноября прошлого года примерно в 12:00 в служебном кабинете в состоянии алкогольного опьянения 34-летний капитан полиции из табельного пистолета Макарова выстрелил в голову своего знакомого Дмитрия Демидова. Последний был осведомителем петербургской полиции. Мужчина скончался на месте. При этом, по словам правозащитников, ранее Артемьева предупреждали о неполном служебном соответствии за нахождение на службе в нетрезвом состоянии.

Экс-оперативника 26 отдела полиции признали виновным по статье «Причинение смерти по неосторожности», хотя следствие обвиняло его в более тяжком преступлении — убийстве. Судья Светлана Карлова подчеркнула, что прокуратуре не удалось доказать наличие у Артемьева умысла и допустила, что передернуть затвор пистолета он мог машинально. По статье о превышении должностных полномочий бывшего опера и вовсе оправдали. Представитель потерпевших сообщил «Росбалту», что приговор будет обжалован.

Это далеко не единственный случай, когда сотрудники правоохранительных органов совершают недозволительные поступки по отношению к гражданам. «Росбалт» вспомнил самые громкие истории «полицейского произвола».

Пытки в «Дальнем»

По меркам России, самой скандальной стала история отдела полиции № 9 «Дальний» в Казани. По данным СК РФ, 9 марта 2012 года пятеро сотрудников замучили до смерти задержанного Сергея Назарова. Мужчину увезли в больницу с диагнозом «разрыв прямой кишки» и прооперировали, после чего он впал в кому и умер. Родственники погибшего утверждали, что Назарова избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Это происшествие вызвало большой общественный резонанс и привело к масштабной проверке в Татарстане, куда выезжала комиссия МВД РФ, а также проверяющие из Следственного комитета и Генпрокуратуры РФ. Позднее следствие выявило еще несколько эпизодов преступной деятельности в этом отделе.

16 июня 2014 года Приволжский районный суд Казани признал восьмерых бывших сотрудников полиции виновными в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью и приговорил их к разным срокам — от 1 года 8 месяцев в колонии-поселении до 13 лет 11 месяцев строгого режима. Позднее ВС РФ срок наказания снизил.

Стоит отметить, что после ЧП «Дальний» переименовали в «отдел полиции № 9 управления МВД по Казани», все 87 его сотрудников были выведены за штат. Занимавший пост главы МВД Татарстана Асгат Сафаров получил строгий выговор, а затем подал рапорт об отставке. На тот момент президент России Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении его от должности.

Гибель подростка Никиты Леонтьева

21 января 2012 года трое нетрезвых правоохранителей — Олег Прохоренков, Алексей Малых и участковый Денис Иванов — доставили подростка Никиту Леонтьева в опорный пункт 75 отдела полиции. Юношу якобы заподозрили в краже женской сумочки. Никиту били долго и жестоко: кулаками и черенком от швабры. Ему нанесли не меньше 60 ударов. Через несколько часов подросток скончался. В 2013 году Невский районный суд приговорил Дениса Иванова к 6,5 годам колонии строгого режима, в 2014-м 9 лет колонии получил Прохоренков. Малых до суда не дожил — 5 февраля 2012 года он скончался от инфаркта. Скандальная история закончилась небывалой для Северной столицы отставкой главы ГУ МВД по Петербургу Михаила Суходольского.

Стрельба в супермаркете

В ночь на 27 апреля 2009 года пьяный начальник ОВД «Царицыно» Денис Евсюков открыл стрельбу в супермаркете «Остров» на юге Москвы. Милиционер несколько раз выстрелил в женщину-кассира, которая от полученных ранений скончалась. За несколько минут до этого Евсюков убил водителя автомобиля, который подвозил его. Когда на место происшествия прибыли полицейские, майор не меньше восьми раз выстрелил в них. В итоге его все же удалось задержать. Евсюкова обвинили в убийстве двоих жертв, покушении на убийство 22 человек, семь из которых получили огнестрельные ранения, а также в посягательстве на жизнь полицейских. В феврале 2010 года Мосгорсуд приговорил его к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима, а также лишил звания майора милиции. Сейчас Евсюков отбывает наказание в колонии «Полярная сова».

Убийство журналиста

В январе 2010 года в Томске от рук сотрудника полиции погиб журналист Константин Попов. Корреспондента доставили в вытрезвитель Томска в ночь на 4 января. Через несколько часов отправили домой, откуда увезли в больницу. После операции Константин Попов пережил клиническую смерть, впал в кому, но 20 января скончался, не приходя в сознание. По данным следствия, в медвытрезвителе журналист подвергся жестокому насилию со стороны 26-летнего милиционера Алексея Митаева. Последний объяснил свои действия состоянием стресса из-за сложной жизненной ситуации. Ленинский районный суд приговорил экс-милиционера к 12 годам колонии строгого режима. Томский медвытрезвитель закрыли, а главу регионального УВД Виктора Гречмана отправили в отставку.

Убийство проститутки

7 июля 2012 года на парковке на улице Потапова в Петербурге работник патрульно-постовой службы Владимир Шарапов решил воспользоваться услугами проституток. С одной из жриц любви Шарапов вроде бы договорился об оказании сексуальных услуг, но та узнала, что ее клиент полицейский, и отказала ему. Стража порядка такой поворот событий не устроил. Он избил женщину так, что та умерла от разрыва селезенки. После этого полицейский отнес тело на обочину и забросал камышами. В октябре 2014 года Красногвардейский районный суд Петербурга признал Шарапова виновным и приговорил к 8 годам колонии строгого режима.

Убийство бизнесмена, сына главы муниципального образования

Оперуполномоченный отдела уголовного розыска по Кировскому району Петербурга Иван Князевич фигурировал в деле об убийстве в Петербурге бизнесмена, сына главы муниципального образования «Полюстрово» Алексея Герцыка. Как сообщал «Росбалт», мотивом преступления стала предпринимательская деятельность погибшего. Вечером 22 января 2013 года у автостоянки в Красногвардейском районе Князевич подошел к потерпевшему и, предъявив служебное удостоверение, под надуманным предлогом надел на него наручники. После этого мужчину посадили в автомобиль, где его задушили шарфом. Тело убитого вывезли в Приозерский район Ленинградской области и сожгли. Автомобиль Герцыка позднее был продан. Князевичу назначили наказание в виде 18 лет колонии строгого режима. К различным срокам были приговорены и его сообщники.

«Заказ» убийства наркомана

В ноябре 2014 года в Северной столице был задержан 28-летний старший лейтенант полиции Виктор Козлов, на тот момент временно исполняющий обязанности заместителя начальника 86-го отдела ГУ МВД Петербурга. По версии следствия, месяцем ранее полицейский решил завладеть трехкомнатной квартирой в Приморском районе. После смерти хозяйки она досталась ее сыну — 36-летнему Алексею Тымчуку. У последнего было несколько судимостей, он страдал наркотической зависимостью. Полицейский нашел киллера, но тот, похоже, испугался, что может угодить в тюрьму, и сообщил обо всем в полицию. В декабре 2015-го горсуд приговорил Козлова к 14 годам колонии строгого режима.

Бывший сотрудник полиции, а ныне адвокат Виталий Черкасов, занимающийся защитой пострадавших от действий правоохранителей, отмечает, что в последнее время правоохранители все чаще отказывают в возбуждении дел по заявлениям на незаконные действия сотрудников МВД:

«Адвокаты, занимающиеся правозащитными делами граждан, которые пострадали от произвола сотрудников полиции, отмечают, что стало опасно обращаться с жалобами на незаконные действия стражей порядка. Такое ощущение, что поступает команда гасить подобные проявления. В силу последних политических событий в стране у меня складывается ощущение, что причина в том, что у власти остается лишь одна надежная опора — это правоохранительные структуры».

Адвокат Евгений Зобов, неоднократно защищавший пострадавших от действий полицейских, напротив, говорит об уменьшении подобных дел:

«В последний год стало меньше таких дел. Я думаю, это связано с тем, что Следственный комитет стал более эффективно заниматься расследованием. Также и департамент собственной безопасности МВД и ФСБ начали активно выявлять подобные преступления… Есть несколько рекомендаций для тех, кто сталкивается с проявлением недозволенных методов. Скажу из своего опыта: первое, что нужно делать, когда сотрудники полиции превышают полномочия, подкладывают наркотики или оскорбляют, — это фиксировать либо на телефон, либо на диктофон. Также необходимо позвонить в дежурную часть города, где сохраняются все входящие звонки, и сделать соответствующее заявление. И, самое главное, необходимо вызвать адвоката. Хотя сейчас бывают случаи, когда правоохранители этого сделать не дают».

Никита Кочетов