Posted 10 февраля 2017,, 16:25

Published 10 февраля 2017,, 16:25

Modified 31 марта, 00:15

Updated 31 марта, 00:15

Дадин будет свободным?

10 февраля 2017, 16:25
Конституционный суд постановил пересмотреть дело активиста Ильдара Дадина. Однако это не означает, что за нарушения на митингах перестанут сажать в тюрьму.

Чуть ли не треть 43-страничного приговора КС РФ по жалобе Дадина занимают рассуждения о праве граждан на свободу собраний и публичное выражение протеста. Там говорится, что власти при этом могут устанавливать некие ограничения, дабы обеспечить безопасность и порядок. Но эти сдерживающие меры не должны быть самоцелью и приводить к чрезмерному контролю. И на их введение необходимы «веские причины».

Между тем Ильдар Дадин оказался в колонии как раз за то, что его несколько раз задерживали на протестных акциях — шествиях, митингах и даже одиночных пикетах. Если ранее за подобные проступки грозил лишь штраф или максимум административный арест, то в 2014 году ответственность была ужесточена. Стремясь остановить оппозиционную активность, власти ввели в УК РФ статью 212.1. Она предусматривает уголовную ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Если человек совершил подобный проступок более двух раз в течение 180 дней, то ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Дадину «повезло» стать первым и пока единственным осужденным по новой статье. В 2014 его привлекали к административной ответственности за нарушения при проведении шествий и пикетов четыре раза. И когда активиста снова задержали в начале 2015-го, то дело было переквалифицировано из административного в уголовное. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, позднее срок был снижен до 2,5 лет. Дадин был отправлен в колонию в Сегеже (Карелия), но после жалобы на пытки переведен в ИК-5 в Алтайском крае.

В Конституционном суде защитники Дадина попытались оспорить законность самой статьи, по которой осудили оппозиционера. Указывалось, что она нарушает право граждан на свободу собраний, а также предусматривает наказание, не соразмерное проступку. Адвокат активиста Сергей Голубок назвал наказание за пикеты в виде нескольких лет лишения свободы «драконовской мерой» и спросил у судей, каким образом «100 кошек могут превратиться в одного кота». То есть три административных дела за задержания на митингах перерасти в уголовное.

Оппоненты в лице представителей Госдумы, Совета Федерации, президента, Генпрокуратуры и МВД придерживались противоположной точки зрения. Они указывали на то, какую опасность для общества несут публичные акции. И раз уж нарушитель не осознал все с первого раза, то, по их мнению, при повторении своих деяний он вполне заслуживает уголовного преследования.

Когда председатель КС РФ Валерий Зорькин начал оглашать принятое по жалобе Дадина решение и много раз упомянул о важности свободы собраний и гуманизме, показалось, что суд все-таки примет сторону активиста. Однако потом судья подтвердил, что введение уголовного наказания за неоднократные нарушения на публичных акциях все-таки вполне законно и может применяться на практике. Судьи КС РФ согласились с тем, что рецидив в данном случае является следствием того, что административные меры на нарушителя не действуют.

«Законодатель вправе был предусмотреть лишение свободы в качестве вида наказания за преступление, предусмотренного статьей 212.1 УК РФ. Но это ведь не единственный возможный вид уголовного наказания, а только один из пяти. Помимо лишения свободы, могут применяться штраф, исправительные работы, принудительные работы, обязательные работы. И формулировка „до пяти лет“ — это не обязательно значит пять или три года. Срок лишения свободы может быть намного меньше», — пояснил точку зрения КС РФ судья Сергей Князев.

Таким образом, статья 212.1 УК РФ останется на месте. Но все же с оговорками.

В частности, суд постановил, что уголовная ответственность в данном случае должна быть адекватна общественной опасности деяния. То есть норма не должна применяться «сугубо формально», без учета всех обстоятельств.

«Возможность вынесения уголовного наказания по данной статье вовсе не означает, что его нужно выносить при каждом удобном случае. Суды должны применять взвешенный подход и сдержанность. И Конституционный суд РФ ориентируется на то, что гражданина не должны лишать свободы тогда, когда его деяние не утратило мирного характера, либо когда оно не было сопряжено с применением существенного вреда», — отметил Князев.

Вряд ли какой-либо суд, в том числе ЕСПЧ, может определить «границы существенности», уточнил Князев. Но подобное указание обяжет правоприменителей «мотивировать применение уголовного наказания».

Также было указано, что в ходе процесса по 212.1 обвинители должны доказать «наличие у лица умысла на нарушение» установленного порядка проведения акции.

В связи с уточнениями положения статьи 212.1 УК РФ суд предложил законодателям «внести в нее соответствующие изменения». Данный пункт в решении КС не является ультимативным, но в любом случае обязывает суды общей юрисдикции учитывать обновленное толкование нормы при вынесение приговоров.

Формально КС рассматривал не «дело Дадина», а лишь законность оспариваемой им нормы. Однако в связи с выявленными обстоятельствами суд постановил пересмотреть вынесенный ему приговор. В том числе потому, что в его деле были обнаружены существенные процессуальные нарушения. Он был осужден в тот момент, когда два административных протокола по его задержаниям еще не вступили в силу. КС однозначно постановил, что подобное неприемлемо. Адвокаты Дадина после оглашения решения испытывали смешанные чувства. С одной стороны, они не добились главной цели — отмены столь противоречивой уголовной статьи. С другой, активист уже в ближайшее время может оказаться на свободе.

«Мы обратимся в президиум Верховного суда, чтобы он возбудил надзорное производство, в его рамках рассмотрел дело Ильдара и прекратил его. Потому что, исходя из смысла решение Конституционного суда, дело в его отношении вообще не должно быть возбуждено, и присужденное наказание было несоразмерным», — заявила адвокат Ксения Костромина.

По словам защитника, процесс освобождения Дадина займет «не менее месяца». «Хоть держать его под стражей незаконно, существуют бюрократические процедуры, и так быстро его не отпустят», — заключила Костромина.

Однако не все разделяют подобный оптимизм. Так, правозащитник Павел Чиков отметил, что из-за бюрократических проволочек и задержек в суде Дадин может выйти из колонии только в июле. Как раз в том месяце, когда истекает срок его уголовного наказания. Правда, у активиста еще есть шанс побороться за материальную компенсацию в ЕСПЧ.

Жена Дадина Анастасия Зотова сообщила, что получала «привет» от мужа буквально вчера — к оппозиционеру в колонию ездил правозащитник. «Я буду ждать. Это единственное, что я могу. Надеюсь, что его привезут в Москву и сразу же отпустят. И будет все хорошо», — сказала она.

Софья Мохова