Posted 9 марта 2017,, 08:35

Published 9 марта 2017,, 08:35

Modified 31 марта, 00:01

Updated 31 марта, 00:01

Контракт важней, чем безопасность

9 марта 2017, 08:35
Жители Гатчины жалуются на плохие автобусы и нарушение ПДД их водителями. Однако власти не спешат прислушаться к их претензиям.

Жители Гатчины возмущены состоянием автобусного парка главного пассажирского перевозчика в районе. Однако власти не готовы расторгнуть контракт с транспортной организацией, хотя ключевые пункты, связанные с безопасностью пассажиров, очевидно, нарушены.

С тех пор, как по экономическим причинам число пригородных электропоездов сократилось в разы, маршрутные такси стали для большинства жителей Ленобласти единственным способом добраться на работу в Петербург. Ежедневный объем маятниковой миграции между Северной столицей и Ленинградской областью оценивается на уровне полумиллиона человек. Очевидно, в ближайшее время он возрастет еще сильнее. Темпы ввода нового жилья в 47 регионе едва ли не самые высокие в стране: в 2016 году было сдано в эксплуатацию 2,17 млн кв. метров. Основная масса сосредоточена в сопредельных с мегаполисом Всеволожском и Гатчинском районах. По оценкам специалистов, ежедневный поток экономически активного населения между Гатчинским районом и Петербургом составляет около 45 тыс. человек. Большая часть из них пользуется общественным транспортом — маршрутками.

На сегодняшний день обслуживанием этого пассажиропотока занимаются три компании: ОАО «АТП-31», ООО «Транс-Балт» и АО «Гатчинамаршрутавто». Самое популярное направление Гатчина — Петербург (станция метро «Московская») обслуживает ООО «Транс-Балт» — маршрутки № 18, № 18а и № 100. Проезд подняли до 88 рублей, в прошлом году стоимость составляла 80 рублей. Сами маршрутки представляют собой автобусы производства автоконцернов ЛИАЗ и «Мерседес» вместимостью до сорока человек. Именно эти автобусы и вызывают нарекания пассажиров.

«25.01.2017 в 15:15 ехал на автобусе маршрута к18а и был просто шокирован состоянием подвижного состава! Автобус настолько грязный и страшный, словами не описать. Поломано просто все. Спинки все в полулежащем положении, страшная вонь. Рассыпается на ходу, автобус явно не пригоден для перевозки пассажиров», — пишет один из пользователей справочного ресурса СПР.

Ему вторят пользователи гатчинских групп в соцсети «ВКонтакте»: «Сегодня утром на Аэродроме не вышли на маршрут автобусы, очередь скопилась в сотню метров, хорошо хоть такси ходят исправно. Это очень здорово, особенно вкупе с хамским отношением водителей к пассажирам — несколько раз подряд отказывались давать сдачу, при этом разговаривая на повышенном тоне. Автобусы в ужасном состоянии, спинки не регулируются, сломана половина или больше, очень грязно в салоне, водителям совершенно плевать. Надеюсь, что этот 18-й в скорейшем времени лишат лицензии».

«Самое ужасное — это хамство водителей. Едут, нарушают все правила дорожного движения, тормозят резко, начинают трогаться, когда не успеваешь выйти из автобуса, могут проехать остановку», — так описала нам свои впечатления пассажирка вблизи остановки на проспекте 25 Октября в Гатчине.

Похожие претензии высказывают и другие ожидающие транспорта: «Заплатить невозможно. То сдачи нет, то размена, то мелочь отказываются принимать»; «Забивают автобусы до отказа, лишь бы денег срубить»; «Иногда вообще маршруты без причин отменяют», «Куда смотрят власти».

Чтобы разобраться, куда же смотрят власти, необходимо вникнуть в систему государственного заказа. Это непростая процедура, призванная учесть все возможные нюансы: определить перевозчика, способного обеспечить транспортом нужный объем пассажиропотока; четко обозначить требования к графику движения и автопарку (в том числе оговорить требования к безопасности); согласовать цену, рентабельную для перевозчика, но ненакладную для пассажиров; сэкономить бюджетные средства муниципального района (так как пассажирские перевозки льготных категорий граждан дотируются) и многое, многое другое.

Поэтому и договор по результатам конкурсного отбора заключается на пять лет. Заказчиком перевозки выступает комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области. Договор на оказание услуг на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (межмуниципальном) сообщении между ведомством и перевозчиком заключается безвозмездный. Главным правом и обязанностью Заказчика по условиям договора является контроль за работой перевозчика и соблюдением всех требований, предъявляемых к организации перевозок пассажиров. Но, судя по всему, пока с ролью контролера комитет справляется не вполне.

Одним из самых важных условий контракта является пункт о возрасте транспортных средств, входящих в парк перевозчика — он не должен превышать пять лет. Между тем непосредственно контролировать как возраст, так и техническое состояние ТС на маршрутах должен СЗ МУГАДН. Это собственно, является его непосредственной обязанностью (см. раздел «полномочия» с официального сайта организации). Более того, подписанный сторонами документ особо акцентирует внимание на том, что не соблюдение этого требования — основание для расторжения договора в одностороннем порядке и лишения лицензии на пассажирские перевозки.

Согласно копиям договора и приложения, имеющимся в редакции, если обновления парка не происходило, то половина автобусов ООО «Транс-Балт», обслуживающих маршруты № 100, К18 и К18А, превысили 5-летний срок эксплуатации, так как даты приобретения автобусов, первоначально фигурировавших в договоре, превысили 5-летний срок эксплуатации еще в начале 2016 года. При этом договор на перевозку пассажиров между комитетом и ООО «Транс-Балт» заключен до конца 2018 года, т. е. ТС будут эксплуатироваться на данных маршрутах Гатчины, тем самым подвергая пассажиров опасности.

Учитывая массовые жалобы пассажиров, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленобласти совместно с СЗ МУГАДН могли бы воспользоваться своим правом и сменить общественного перевозчика в Гатчинском районе. Тем более, что организация нарушает и очевидно менее значимые для заказчика пункты договора, которые закрепляют обязательства ООО «Транс-Балт» по соблюдению санитарного состояния автобусов и культуре обслуживания пассажиров, о чем свидетельствуют как жалобы в интернете, так и фотографии автобусов, сделанные самими пассажирами.

На фоне всех этих многочисленных нарушений кажется любопытным тот факт, что чиновники в интервью предлагают пользоваться только легальными перевозчиками, определяя их именно по принципу чистоты и ухоженности. «Отличить нелегалов очень просто, — говорит глава управления по транспорту Ленинградской области Павел Постовалов своем недавнем интервью „Общественному контролю“. — Если подъехало ржавое ведро, в котором вместо пассажирских сидений к полу прибиты ящики, то в него лучше не садиться».

Но хлопотное это дело — новый конкурс проводить. А может, проблемы жилищно-коммунального комплекса оттягивают все внимание на себя. Будем надеяться, что вновь созданное управления транспорта Ленинградской области уделит больше внимания контролю деятельности перевозчиков в Гатчинском районе и сможет оперативно воздействовать на ситуацию, опираясь на строгие требования государственного заказа.

Андрей Михайлов