Posted 17 марта 2017,, 16:30

Published 17 марта 2017,, 16:30

Modified 31 января, 14:26

Updated 31 января, 14:26

Загадка увольнения ректора

17 марта 2017, 16:30
Экс-вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи позаботился о том, чтобы его отставка с поста ректора Академии Штиглица получилась максимальной скандальной. Он разыграл козырную карту с Исаакием.

Об увольнении стало известно вечером 16 декабря со слов самого Кичеджи. Уже экс-ректор дал «эксклюзивное интервью» порталу, учредителем которого является. Представление нового руководителя академии было назначено на следующий день. При этом пресс-служба вуза предусмотрительно разослала пресс-релиз, призывая СМИ осветить это событие. Журналистам рекомендовали подойти на мероприятие на полчаса раньше. И вскоре стало ясно, почему.

В фойе академии с утра собрались более сотни студентов, протестующих против отставки Кичеджи. У одной девушки даже был в руках плакат «Без Кичеджи нам не жить!». «Это бред. Зря они это написали. Мы пришли не из-за Кичеджи, а потому что нас могут объединить с „Тряпкой“. Конечно, из-за этого все взбунтовались», — отмечали студенты.

Оказалось, что толпу молодых людей в поддержку Кичеджи не сгоняли, но очень правильно простимулировали. Когда стало известно, что Академию возглавит выходец из Университета промышленных технологий и дизайна (в обиходе — «Тряпочки»), кто-то запустил слух об объединении двух учреждений. Разговоры о таком повороте событий ходили давно, так что многие студенты вполне искренне поверили в грядущие перемены. Информация о стихийной акции протеста распространялась через соцсети и объявления в общежитии. «Вся общага об этом знала, все очень активно обсуждали. На вопрос, откуда вообще информация, мне ребята сказали: из ректората», — прокомментировала студентка.

Но толпа, скандировавшая «Свободу „Мухе“!» и «Не хотим быть „Тряпкой!“», выглядела эффектно. Крики протестовавших студентов раздавались и в кабинете ректора, где проходило представление коллективу и. о. ректора Анны Кислициной. В этом помещении уже почти ничего не осталось от прежнего хозяина — личные вещи Кичеджи со стола и шкафов исчезли. Сам «экс» на встречу со своей сменщицей не пришел.

Представитель Минобрнауки Сергей Началов зачитал приказ об освобождении от должности Василия Кичеджи и назначении Кислициной. Причины замены он не пояснил. Чиновник из Москвы заявил, что все решает министр Ольга Васильева, и ее действия он комментировать не вправе. Но добавил, что Кичеджи как к ректору «никаких претензий не было». Слухи о каких-то объединениях представитель Минобрнауки Сергей Началов опроверг.

Коллектив вуза, в том числе представители профсоюза, выступили в защиту Кичеджи. Это в принципе понятно — академия в последние годы переживала тяжелые времена. И в первую очередь из-за плохих руководителей, действия которых приводили к митингам, петициям и возмущенным письмам президенту. Когда Кичеджи назначили и. о. ректора в 2015 году, ситуация нормализовалась. По мнению коллектива, с приходом нового ректора академия стала активно участвовать в культурной жизни страны. И хотя Кичеджи не имел профильного художественного образования, его признавали неплохим менеджером. И вот — новый удар, очередные перемены. Конечно, неприятно. И инициатива опять исходит не от коллектива, а «сверху». Выборы ректора Минобрнауки назначать пока не собирается. Кислицина будет работать с приставкой и. о., как до нее Кичеджи. Он за два года тоже так и не прошел демократическую процедуру избрания.

Но самое интересное — это, разумеется, причины внезапного расторжения контракта Кичеджи. Экс-губернатор пошел на опережение и разыграл козырную карту с Исаакием. По его словам, увольнение является реакцией губернатора Петербурга Георгия Полтавченко на слишком активную поддержку передачи собора в ведение РПЦ. Ранее Кичеджи подписал печально знаменитое письмо ректоров, в котором выражалась просьба завершить процесс передачи к Пасхе, то есть к 16 апреля. В интерпретации бывшего ректора выходит, что губернатору не понравилось такое рвение. Он якобы позвонил в Министерство образования и настойчиво рекомендовал убрать Кичеджи с поста.

Из-за того, что Министерство образования оперативно не объяснило внезапную отставку, версия Кичеджи моментально разошлась по СМИ. Демонстративный отказ от комментариев при представлении нового ректора тоже косвенно ее подтверждал. Но в итоге в Минобре заявили, что информация о «давлении» при принятии решения не соответствует действительности. По версии чиновников выходит, что «наверху» внезапно поняли: Кичеджи не очень годится на роль ректора творческого вуза.

«Академия имеет почти полуторавековую историю одной из самых значимых образовательных организаций в сфере изобразительного и прикладного искусства, и экспертное сообщество неоднократно подчеркивало, что глава такой организации должен обладать не только высокими управленческими навыками, но и иметь высокую квалификацию в сфере искусств», — отметили в министерстве.

Но это не снимает всех вопросов. Кичеджи уже два года не работает в Смольном, но из политической жизни не исчез. В «Единой России» у него есть хоть и не особо важная, но все же должность — руководит региональным советом сторонников партии. Плюс, Кичеджи действительно очень активно поддерживал историю с передачей Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Вокруг которой сейчас закручивается торнадо событий.

И дело не только в самом Исаакии. Это могло быть и что-то другое, иной конфликт, затрагивающий интересы власти. Ситуация с передачей наглядно показывает, как такие конфликты разрешаются — закрыто, кулуарно, сомнительно. Все новости — это, по сути, «сливы». И каждая новая информация никак не проясняет ситуацию. Слишком много интересантов и мнений, поэтому происходит постоянная игра в поддавки. Власти то запрещают, митинги, то согласовывают; суды то принимают иски к рассмотрению, то стремительно прекращают рассмотрения дел, и так далее.

Увольнение Кичеджи, разумеется, могло быть частью этой странной игры. По одной из версий, убрать ректора и в очередной раз стравить петербургские элиты хотят некие московские силы. Здесь стоит вспомнить и слухи о скорой отставке губернатора, которые тоже исходили из столицы. Версию с местью Полтавченко изложил общественности сам Кичеджи. Но в подобное импульсивное поведение меланхоличного губернатора слабо верится.

Однако раздутый скандал на руку товарищу Кичеджи, спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову. Последний давно находится в негласном противостоянии с Полтавченко. Макаров всегда активно и открыто поддерживал передачу Исаакия, и на этом фоне контрастировал с молчаливым губернатором. «Вопрос решен», — это единственные слова, произнесенные Полтавченко о ситуации с передачей Исаакия. С тех пор мы не услышали от него никаких слов в поддержку этой инициативы.

А, может быть, именно Министерству образования не понравилось, что руководитель вуза слишком активно участвует в политической жизни. И Кичеджи был выбран в качестве жертвы как самый активный подписант «письма ректоров».

Проблема в том, что настоящую версию развития событий мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Софья Мохова