Posted 3 апреля 2017,, 16:59

Published 3 апреля 2017,, 16:59

Modified 31 января, 14:41

Updated 31 января, 14:41

Эксперты о взрыве в петербургской подземке: Это очень дерзкий теракт, нарочитый вызов системе

3 апреля 2017, 16:59

Теракт, который произошел сегодня в метро Санкт-Петербурга, «необычный и непривычный». Об этом в интервью Русской службе ВВС, опросившей экспертов по безопасности, заявил экс-депутат Госдумы, офицер ФСБ в запасе Геннадий Гудков.

«Как опытный человек, я не верю, что это совпадение (что взрыв произошел в день визита президента России в Санкт-Петебург — прим. ред.). Для меня этот теракт, который произошел в Санкт-Петербурге, необычный и непривычный. Потому что, если предположить, что это не просто совпадение, получается, что организаторы теракта — как бы цинично это ни звучало — великолепно подготовлены, и они знали заранее о приезде президента. А ведь приезд президента и политического бомонда — это бешеные меры безопасности», — заявил Гудков.

«ФСО приезжает заранее — недели за две, ФСБ на ушах, полиция на ушах. И (устраивать теракт в таких условиях) это значит взять на себя такие риски! Ведь сейчас город перекрыт, невозможно ни въехать, ни уехать. Но ведь город и был частично перекрыт: на вокзалах и в аэропортах, на автомобильных дорогах были усиленные наряды, был усиленный контроль, в том числе, технический», — добавил он.

По мнению Гудкова, все это говорит о том, что это «очень дерзкий теракт, нарочитый вызов системе, перчатка, брошенная нагло в лицо с большой силой».

«Достаточно просто оставить сумку и через три-четыре минуты с помощью мобильного телефона или другого устройства привести эту бомбу в действие. Можно просто поставить таймер на две минуты и выйти из вагона. Заказчику гораздо проще найти людей, которые оставят сумку, чем найти человека, который пожертвует своей жизнью, чтобы произвести взрыв. При той технической оснащенности наших больших городов — Москвы и Петербурга, — при тех технических возможностях, которые сейчас существуют, (такого человека найти правоохранительным органам достаточно просто). Можно вспомнить многие громкие преступления, хоть убийство Бориса Немцова. Там в течение суток определили, кто следил, кто подходил, кто выполнял. Если только не работали какие-то супер-профессионалы. Теоретически если будет работать специально обученный человек, то сделать это (скрыться) возможно. А если не найти исполнителя, значит, не найдутся его связи, не найдется сеть, спящая ячейка, которая произвела этот взрыв», — отметил Филатов.

Главный редактор Агентуры.Ру Андрей Солдатов заявил, что скептически относится к фотографиям людей, которых называют потенциальными подозреваемыми.

«Потому что это может быть человек, который случайно попал в кадр, и кому-то показался похожим на исполнителя. Я бы с этим был очень аккуратен, — пояснил он. — Тип и способ закладки взрывного устройства, как я понимаю, опять-таки, я говорю со всей осторожностью — по предварительным данным, мы говорим об оставленном взрывном устройстве, а не взрыве суицидника, не сужает, а расширяет количество вариантов. Могли люди, которые… Скажем так, они могли перейти к другой тактике. Это могли быть и другие группировки, не имеющие отношения к тем, кто проводил подобные акции в прошлом. Так что пока нужно говорить очень осторожно. Это могут быть и чисто тактические причины, это может быть не связано с идеологией. Это может быть связано с тем, что организаторы посчитали этот способ более эффективным, чем засылать шахида. В прошлом, например, бывало, что человек, который их тренировал, был уничтожен, и его сменил другой, который придерживается другой тактики. Вариантов может быть масса».

По мнению эксперта, уйти после такой акции теоретически можно.

«К сожалению, Санкт-Петербург-то большой, населенный город, и конечно же есть варианты, которые позволят скрыться. Я не говорю, что его нельзя будет идентифицировать, скорее всего, идентифицировать исполнителя удастся, но это не значит, что он будет немедленно пойман», — сказал он.

Полковник ФСБ, бывший сотрудник спецподразделения «Альфа» Виталий Демидкин предположил, что взрывное устройство могли сделать непрофессионалы.

«Учитывая, что там 200-300 граммов тротила и какие-то болты, гайки и, возможно, элементы рубленных гвоздей, по-видимому, устройство делалось „на коленке“, в срочном порядке, и делали его, скорее всего, не профессионалы. Или не высшего класса профессионалы. Если бы это было что-то профессиональное, то подложили бы однородные элементы, которые хорошо разлетаются — например, шарики от подшипников, — заявил он. — Следующий вопрос, как пронесли? В последнее время я был немножко спокоен, во всяком случае по московским меркам. Стоят рамки, ходят патрули, частенько встречаются кинологи с собачками, которые натасканы на ВВ (взрывчатые вещества). В какой-то степени, это преграда для тех, кто хочет устроить теракт. Но здесь почему-то зашли спокойно, пронесли взрывное устройство, заложили его и потихонечку удалились. Почему никто не обратил внимания на оставленные вещи, не предупредил? Одни из вариантов — может быть, время заложения было короткое. Заложил, зашел за угол и подорвал. А с другой стороны, как-то странно. Создается впечатление, что все эти люди, если их можно так назвать, старались сделать все одновременно, во многих местах, мне кажется, они очень торопились и все это было сделано на скорую руку».

В понедельник, 3 апреля, в вагоне метро на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв. После этого была обезврежена бомба на станции «Площадь Восстания».

В Минздраве сообщили о 10 погибших. Было возбуждено уголовное дело о теракте.

«Росбалт» ведет онлайн-трансляцию.