Posted 21 апреля 2017,, 10:35

Published 21 апреля 2017,, 10:35

Modified 31 января, 14:57

Updated 31 января, 14:57

Диалоги о фильмах

21 апреля 2017, 10:35
В Северной столице открылся бесплатный российско-немецкий кинофестиваль «Петербургский диалог». Чем он удивит зрителей?

На церемонии открытия в кинотеатре «Мираж Cinema» Владислав Пастернак — продюсер, ответственный за отбор конкурсных картин — заметил, что нынешнее мероприятие не совсем кинематографическое. Оно берет свое начало от учрежденного в 2001 году форума гражданского общества «Петербургский диалог», на базе которого в 2013 году был организован Молодежный форум. Последний направлен на общение представителей новой интеллектуальной элиты двух стран.

Жюри нынешнего кинофорума просмотрело несколько сотен короткометражек, а также полнометражные фильмы.

Организаторы посетовали на проблемы с визами и билетами для немецких гостей, связав это с тем, что они прибывают из совершенно разных городов. В этом отметили принципиальное отличие от России, где кинематограф сосредоточен лишь в двух городах.

День открытия был ознаменован показом фильма Алерса «Бах в Бразилии», получившего ряд наград на различных фестивалях. Соответственно, закрытие будет сопровождаться показом российской картины «Гимн великому городу» — документального фильма режиссера Андрея Ефимова о Петербурге.

Немецкий режиссер выразил благодарность за возможность показать фильм в России. Это плод нескольких лет немецко-бразильского сотрудничества. В нем автор отметил много параллелей с реальными судьбами.

Фильм рассказывает историю неудачливого музыканта и учителя Мартена Бруклина (Эдгар Зельге). Герой не оставляет надежду выступить на большой сцене. Он отправляется в Бразилию за подлинным нотным листом Баха, который завещал ему друг, уехавший в эту страну много лет назад. За границей у него крадут багаж и документы. Волею судеб герой оказывается в центре для трудных подростков, где находит новых друзей и учеников.

Практически сразу видно, что эта картина не голливудского производства. В ней отсутствуют шаблонные шутки на тему «мы и они», как это было в «Европейских каникулах придурков» и прочих «Евротурах». Бразилия показана не самой благополучной, но красивой, дружелюбной страной, а не жутким обиталищем обезьян и диких людей.

Подобной атмосфере способствуют пейзажи с природой, церквями и домишками, теплая цветовая палитра (оттенки желтого, белого, терракотового), солнце, играющее в деревьях и кустарниках.

Фильм не проводит деления на «первый» и «третий» миры. Все герои вызывают понимание и сочувствие. И сам Мартен Бруклин понимает, что общение с ребятами из неблагополучных семей дало ему куда больше, чем вся его прежняя музыкальная и педагогическая карьера.

Дети, которых он учит, не готовятся стать великими музыкантами, но занятия приносят им радость, ощущение настоящей жизни. Для него и для них это новый опыт. Герой словно возвращает себе молодость, а дети обретают надежду и пропуск в большой мир.

И увы, он поначалу не задумывается о последствиях того, что дал им ложное обещание взять их с собой в Германию. Ему кажется, что все это во благо.

Возможно, фильм излишне сентиментален. И обострение, которое происходит во второй половине, должно было случиться раньше. Все-таки не верится, что среди малолетних правонарушителей у героя не нашлось недругов, кроме старшего брата его любимого ученика Фернандо. Такие дети не идут так легко на контакт с человеком из чужого им спокойного и сытого мира. Он непременно поначалу будет вызывать у них недоверие и раздражение. А времени, чтобы это сменилось другими чувствами, потребуется гораздо больше, чем это показано в фильме.

Но это стоит простить авторам за их теплое отношение к людям. Особенно за то, как они показали детей — наивных, обидчивых, импульсивных, но добрых и искренних. Как бы ни был озлоблен брат Фернандо, видно, что он очень любит мальчика. Детей нельзя назвать благовоспитанными, но они ни в коем случае не дикари из джунглей, какими их поначалу посчитал формалист Кнут Шуманн.

В этом опять же заслуга интеллигентного европейского кино. Несчастливое детство в бедной стране, незнание того, кто такой Бах, еще не делает детей дефективными. Нужно иметь тонкое чувство меры и вкуса для того, чтобы это выглядело естественно, но не вульгарно. В американском фильме ребята, попав в роскошный концертный зал, полный импозантной публики, непременно еще сморкались бы на ковер и ковыряли в носу, и это преподносилось бы как нечто милое.

Немцы же вместо этого показали замечательную сцену, когда маленькие бразильцы слушают хор немецких мальчиков. По лицам тех и других мы видим, что им есть что сказать друг другу, и это вовсе не обязательно будет язык непонимания, снисхождения и недоверия.

Кинофестиваль продлится до 23 апреля.

Людмила Семенова