Posted 10 мая 2017,, 15:10

Published 10 мая 2017,, 15:10

Modified 31 января, 15:12

Updated 31 января, 15:12

Сальвадор Дали без слухов и стереотипов

10 мая 2017, 15:10
Людмила Семенова
Выставку художника-сюрреалиста в Музее Фаберже стоит посетить даже тем, кто бывал в Фигерасе. «Росбалт» рассказывает, почему.

В Музее Фаберже проходит выставка выдающегося художника XX века Сальвадора Дали. Она пользуется огромной популярностью у петербуржцев и гостей города. Очереди из желающих посмотреть на работы испанского живописца простираются далеко за пределами входа в музей.

Роскошные интерьеры Шуваловского дворца стали прекрасным обрамлением экспозиции.

На выставке представлено более 150 произведений мастера. Одни предоставлены Фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, где расположен театр-музей художника, другие — различными музейными собраниями и частными коллекциями. Время создания картин и графических работ простирается от 1930-х годов, когда Дали только примкнул к группе сюрреалистов, до 1980-х.

Самые поздние его картины выглядят упрощенными и мрачными из-за влияния болезни, но художник не бросал рисовать пока у него оставалось хоть немного сил.

У большинства посетителей выставки имя Сальвадора Дали в основном ассоциируется с сюрреализмом в том смысле, как мы привыкли понимать, — искусством сна, дурмана, наркотической грезы и вызывающего поведения. Однако этот жанр гораздо глубже: он подразумевает интересную игру форм, символов и образов. И хотя многие его примеры действительно создавались под влиянием алкоголя, опиума или гипноза, но зрелые произведения настоящих мастеров были вполне обдуманными, и выполнены они в прекрасной технике рисунка и живописи.

Таково и творчество Дали. Вопреки многому, что мы привыкли думать, испанский художник не являлся жуликом от искусства, спекулировавшим на доверчивости публики и ее погоне за новизной. Не был он и душевнобольным, выплескивавшим на полотна свои воспаленные фантазии. Образ эпатажного оригинала, который за ним закрепился, был тоже произведением, служившим рекламой, маркой, вывеской. Ведь эпоха Дали отличается большей скоростью распространения информации, чем предыдущий век, и развитием новых видов искусства — кинематографа, мультипликации, дизайна, которые он стремился освоить.

Многие петербуржцы практически не знали его как книжного графика и последователя традиций итальянского Ренессанса. Здесь они познакомятся с рисунками к «Божественной комедии» Данте и книге «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим».

Иллюстрации к тексту Челлини выполнены чернилами и акварелью. А для серии рисунков, которую Дали заказали к 700-летию Данте, он использовал также сангину и гуашь, позднее эти работы были воспроизведены в фотогравюре.

Особенно впечатляют живописные полотна, посвященные творчеству Микеланджело Буонарроти. Это наименее изученный этап творчества Дали: в связи со старостью и потерей жены он обращается к классике как к порталу в бессмертие, ищет в ней спасение от внутреннего упадка и скоротечности времени. Образы великого мастера Возрождения Дали интерпретирует с большой бережностью и в то же время пылкой фантазией. Он показывает, что время создало нового гения. В России эти полотна представлены впервые, да и на Западе они почти не экспонировались.

Поклонники же сюрреализма 1930-х годов, в самых его новаторских и удивительных формах, наверняка заинтересуются пустынными ландшафтами, которые художник изобразил с оттенком какой-то зловещей атмосферы. Приглушенное освещение в залах способствует ее усилению.

Представленные здесь работы показывают несостоятельность того, о чем так любит говорить претенциозная публика в новомодных галереях фриковатого «современного искусства». Того, что классическая живопись якобы безнадежно устарела и давно пора забыть о ней, как мы забыли о коврах на стенах и прочих атрибутах винтажа.

Им стоит напомнить, что вызов «старомодному» искусству был брошен уже век назад, и не ими. И для настоящих мастеров он был игрой, пробой, поиском ощущений, блефом с самим собой и с публикой, а вовсе не «мировой революцией», призванной жечь старый хлам. Душой эти мастера по-прежнему были приверженцами настоящей живописи, правильного рисунка и вечных образов.

Тем, кто хочет знать о Дали больше, чем предлагают слухи и стереотипы, непременно стоит посетить эту выставку, не боясь очередей. А те, кто уже знаком с его творчеством и даже посещал музей в Фигерасе, узнают, что не все его грани сосредоточены там. Во всяком случае, судить о Дали, не видя этих произведений, явно не следует.

Выставка открыта до 2 июля. И в этот период Музей Фаберже работает для посетителей без выходных.

Людмила Семенова

О других интересных выставках в Северной столице читайте на сайте «Петербургский авангард».