Posted 17 мая 2017,, 16:02

Published 17 мая 2017,, 16:02

Modified 31 января, 15:17

Updated 31 января, 15:17

С притопом и прихлопом вокруг храма

17 мая 2017, 16:02
История с передачей Исаакия в ведение РПЦ далека от завершения. «Единая Россия» противится проведению референдума, оппозиция грозит судами и роспуском парламента.

Вопрос о статусе Исаакиевского собора — быть ему в первую очередь храмом или все же музеем — должны решать не власти, а жители Петербурга. Этим руководствовались оппозиционеры, когда подали заявку о проведении общегородского референдума по этому поводу.

Горизбирком заявку инициативной группы проверил и утвердил. Затем настала очередь проверки в ЗакСе. Депутаты должны были рассмотреть не суть вопроса, а законность его формулировки. Документ поступил в парламент 4 апреля. И тут дело застопорилось.

Сначала представители партии власти ссылались на то, что у них нет заключения юридического управления. Но вскоре юристы все же подготовили свой вердикт — отрицательный. Ходатайство о референдуме рекомендовалось отклонить, так как оно не соответствует законодательству. Решать имущественные вопросы жители региона не могут, указали юристы ЗакСа.

Но даже после этого вопрос так и не был рассмотрен на пленарном заседании. Началась юридическая казуистика. Депутаты из «Единой России» указывали на то, что 21-дневный срок, по закону установленный для принятия решения по референдуму, вовсе не означает, что в этот период должно состояться голосование. Комитет по законодательству ходатайство рассмотрел, заключение юристов есть, значит, нормы соблюдены. А после этого документ должен еще 20 дней «отлежаться» в аппарате. Согласно регламенту парламента. Который всегда трактуется так, как будет удобно «Единой России».

Оппозиционеры несколько заседаний безуспешно пытались внести вопрос с голоса. Но когда партия власти исчерпала аргумент про 20 дней, рассмотрение ходатайства все же попало в повестку. Наблюдатели ожидали баталий и публичного обсуждения. Но ничего не произошло.

В самом начале заседания пенсионер-единоросс Борис Ивченко, известный судебным иском против телеканала «Дождь», попросил снять вопрос с повестки дня. Парламентское большинство молча проголосовало «за». Высказаться его заявителям не дали. Спикер Вячеслав Макаров и не думал предоставлять сторонникам референдума слово. А после вообще нашел гениальное объяснение случившемуся.

«Мы действовали четко по регламенту. Комитет по законодательству поставил вопрос в повестку, но депутаты имеют полное право рассматривать его или не рассматривать. Он может быть поставлен в повестку и на другом заседании. Но будут ли его рассматривать, опять же, решает большинство депутатов», — сообщил Макаров.

Другими словами, спикер заявил, что любой вопрос, любой проект закона единороссы могут просто отбросить даже без обсуждения и объяснения причин. Просто по прихоти. Не хотим это обсуждать — и все.

К Мариинскому дворцу тем временем подтянулись сторонники референдума с пикетами. Их старательно пытались разогнать с помощью невинно курсировавшей туда-сюда поливальной машины.

Депутат Борис Вишневский вышел к собравшимся и объявил: власть настолько боится гласа народа, что даже обсуждения референдума в парламенте не может допустить. Понятно, что у «Единой России» большинство, и за итог голосования можно не переживать. Тогда почему им все равно так страшно? «Эсер» Алексей Ковалев заявил, что «Единая Россия» просто тянет время. РПЦ ведь до сих пор не подала официальную заявку на управление Исаакием. То есть вопрос находится в подвешенном состоянии.

«Они хотят дотянуть до того момента, как церковь все-таки подаст заявку. Чтобы потом сослаться на то, что ситуация юридически изменилась. И, зацепившись за факт заявки, можно нам отказать», — сообщил «эсер».

По его мнению, власти дотянут до того, что референдум придется проводить в 2018 году. И таким образом он станет вотумом доверия (или недоверия) нынешнему президенту РФ. По словам Ковалева, «Справедливая Россия» уже внесла в ЗакС и Госдуму проекты о роспуске ЗакСа Петербурга, не желающего рассматривать важные городские вопросы. Кроме того, оппозиционеры ранее подали иск в суд на бездействие регионального парламента. Сейчас активисты ждут назначения даты первого заседания.

Лидер фракции «Партия Роста» Оксана Дмитриева и вовсе предложила идею некого «народного референдума». Но очевидно, что все подобные начинания не будут иметь юридической силы.

Ирония состоит в том, что буквально накануне вице-губернатор Игорь Албин предложил провести референдум по довольно-таки незначительному вопросу — названию стадиона на Крестовском острове. «Может, назовут „Зенит“, может, - „Стадион имени Кирова“. Это решит народ и болельщики», — написал Албин в соцсети. Наверное, никаких препятствий для этого народного волеизъявления ЗакС чинить не будет.

В завершении заседания спикер Макаров все же не удержался от того, чтобы прокомментировать стихийную акцию у Мариинского дворца и критику со стороны оппозиции. Единоросс припомнил, как противники передачи собора церкви устраивали внутри и снаружи акции протеста. И снова ударился в религиозную проповедь.

«Вот эта мерзкая акция во время богослужения и так называемые встречи с депутатами — это что, уважение к человеку, к его вере? А хоровод с притопом и прихлопом вокруг Исаакиевского собора, храма божьего, это что? С прихлопом вокруг храма! Это что, уважение к православной вере, к православным людям планеты Земля? А пикет вокруг Мариинского дворца? Вы так подтверждаете авторитет Законодательного собрания? Это плевок в душу людям, которые десятки лет здесь работают и делают свое дело хорошо. Это что, интеллигентная манера поведения? Я тогда не могу быть интеллигентом, потому что я люблю свое отечество, Родину, патриотизм», — возмущался Макаров.

В конце спикер заверил, что победа явно не останется на стороне тех, кто «громче всех кричит и выставляет пикеты». «Побеждает тот, кто четко соблюдает линию закона. А вы своими действиями не то что ранили душу миллионов православных жителей Петербурга, вы растоптали их душу и в сердце», — заключил депутат.

Члены «Единой России» встретили завершение речи овациями.

Софья Мохова