Posted 14 июня 2017,, 12:45

Published 14 июня 2017,, 12:45

Modified 31 января, 15:41

Updated 31 января, 15:41

Как Навальный Петербург парализовал

14 июня 2017, 12:45
Северная столица «подавилась» итогами действий власти по разгону несогласной молодежи. Суды бьют рекорды по рассмотрению дел «политузников», а у водителей отняли маршрутки.

— А как обращаться к судье?

— Ты, конечно, можешь называть ее госпожой, уважаемой, но тебя не поймут. Только ваша честь или уважаемый суд.

На втором этаже Калининского райсуда Петербурга блондин в узких джинсах ведет оживленную беседу с сотрудником полиции. Мимо идет еще один молодой человек. Все также в сопровождении правоохранителя. Вместе подходят к туалету.

— Там занято? — спрашивает парень.

— Занято! — глухо доносится изнутри.

Этажом выше происходит еще один бурный диалог.

— Все потому что у нас, в отличие от Европы, митинги не согласовываются! — доносится обрывок фразы.

— Это что, толпа с митинга? — живо интересуется мужчина, который стоит в очереди в канцелярию.

— Да, только они все невиновны. Все проходили мимо, только останавливались посмотреть, — улыбается полицейский.

Калининский суд, как и многие другие инстанции города, последние два дня заняты лишь одним. Там на корню пресекают политическую активность молодежи, вышедшей на несогласованную акцию в центре Петербурга. Видимо, чтоб не повадно было.

12 июня митинг на Марсовом поле против коррупции закончился одними из самых массовых задержаний в истории Северной столицы. Такого город не видел ни во время «Маршей несогласных», ни тем более при «Стратегии-31». По данным МВД, по итогам митинга были задержаны около 500 активистов. Вместе с тем только во вторник районные суды города зарегистрировали 546 материалов. В каждом — по два протокола. Это статьи КоАП 19.3 (неповиновение полиции) и ч.5 ст. 20.2 (нарушение правил проведения публичной акции).

Изначально предполагалось, что все протоколы рассмотрит Дзержинский райсуд — ему подведомственна территория, где задерживали молодежь. Ради этого были приняты беспрецедентные меры безопасности. Бравые полицейские, скрестив руки на животах, своими мужественными торсами перегородили вход в здание на улице Восстания. На самой двери висели два листка, объяснявшие причины происходившего: «В связи с рассмотрением дел административных задержанных все дела, назначенные на 13 и 14 июня, снимаются с рассмотрения», «С 13.06 по 14.06 прием исковых заявлений, ознакомление с гражданскими делами осуществляться не будет».

К зданию суда, как говорят, приезжал даже уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов, накануне резко раскритиковавший действия властей. Он встречался с председателем суда, поскольку ему поступили жалобы на то, что туда не пустили члена совета при Президенте РФ по правам человека и адвокатов. После визита уполномоченного их в суд пустили.

К середине дня стало понятно, что Дзержинский суд начал задыхаться от количества дел. И материалы стали распределять по другим районам. Московский, Невский, Кировский, Фрунзенский, Петродворцовый, Красносельский. Последний, как сообщила «Росбалту» руководитель объединенной пресс-службы судов города Дарья Лебедева, стал рекордсменом — туда привезли порядка 160 материалов. Во Фрунзенском рассмотрение завершилось в 5:30 утра.

В Невском суде корреспонденту «Росбалта» во вторник были не особо рады.

«В 18:00 всех попросим покинуть здание», — предупредил журналиста судебный пристав. У того же здания наблюдалась удивительная картина — задержанные вместе с полицейскими ждали часа «икс» в маршрутке № 440. Все ли находившиеся внутри передали за проезд — неизвестно. Жители же районов, которые в тот вечер ждали транспорт дольше обычного, могут передать привет полиции. Ей не впервой — в свое время на похожих маршрутках в городе ловили и возили призывников.

В ночь на вторник первый акт пьесы был окончен. К тому времени уже стало известно о 10 сутках ареста для журналиста «Собаки.ру», которая была на митинге с пресс-картой. Оппозиционера Динара Идрисова из суда увезли в больницу.

«Росбалту» также рассказали историю из Фрунзенского суда, где рассматривали дела мамы и дочери, задержанных на Марсовом поле.

Девушке суд назначил 8 суток ареста. Когда мама узнала о наказании для дочери, то стала кричать: «Посадите меня вместе с ней!», и в итоге суд также отправил ее под арест.

По словам источника, знакомого с ситуацией, неожиданную помощь оппозиционным активистам оказали люди, некогда состоявшие в движениях «Наши» и МГЕР и сейчас входящие в состав одного из коллегиальных органов при Смольном.

«Накануне в одном из чатов Telegram они стали предлагать помощь юристов. И, надо сказать, часть адвокатов хорошо справилась в суде — их клиенты избежали арестов и были оштрафованы», — сказал собеседник агентства.

Но адвокаты успевали не везде. Утром в Калининском райсуде защитников так и не дождались. Зато полицейские вперемешку с сотрудниками ДПС пытались распределить задержанных по разным судьям. «Совещательный орган» из правоохранителей на первом этаже разгребал кипы бумаг. Часть полицейских давала молодежи советы — что делать в случае ареста.

«Телефоны и зарядки придется сдать, но разрешены передачи. Да вас и так кормить будут», — говорил один из них.

А молодые люди давали советы друг другу.

«Не подавай ходатайств. Будешь в задницу лезть, сутки ареста получишь, как я. И штраф обязательно», — отмечал парень с белым пакетом в руках.

Но посторонних на заседания не пускали.

— Я ее родная сестра!

— Все равно нельзя, — пожимал плечами сотрудник суда.

Позднее выяснится, что девушку оштрафовали на 10 тыс. рублей. Некоторым везло меньше. Для таких волонтеры привезли к зданию суда пакеты. Внутри — пледы, зубная паста, салфетки, печенье, вода. В общем, вещи первой необходимости. Такие же мешки днем стали подвозить к спецприемнику ГУ МВД на Захарьевской улице, куда начали доставлять арестованных.

Итоговая статистика по наказаниям для задержанных на митинге на момент написания текста остается неизвестной. По данным «Росбалта», только во Фрунзенском суде были арестованы около 40 человек.

Илья Давлятчин