Posted 19 июля 2017,, 12:20

Published 19 июля 2017,, 12:20

Modified 31 января, 16:06

Updated 31 января, 16:06

Они сражались за веру

19 июля 2017, 12:20
Петербургский язычник пожаловался на барнаульского язычника из-за картинки в соцсети, которая «оскорбляет чувства верующих». Возбуждено уголовное дело. Такое в России случается впервые.

Осенью прошлого года петербуржец и последователь неоязыческой религии Асатру Евгений Салтыков, как обычно, просматривал соцсеть «ВКонтакте». И среди многочисленных постов обнаружил, на первый взгляд, ничем не примечательную картинку в паблике «Яблоки Идунн». Это сообщество посвящено скандинавскому неоязычеству. Согласно мифологии богиня Идунн была хранительницей волшебных молодильных яблок. Отсюда и название.

Одним из администраторов группы является приверженка того же культа Асатру Наталья Телегина. Их вера строится на обожествлении сил природы, восстановлении традиций и фольклора коренного населения своей страны. В 2013 году религиозная группа «Община Асатру» была официально зарегистрирована в Красном Селе.

В группе «Яблоки Идунн» скандинавские сказки перемежаются с рассказами о рунической магии и соответствующими рисунками. Среди них Салтыков, зарегистрированный в соцсети как Сигвальд Годи, увидел картинку с викингом, который занес боевой молот над горящим христианским храмом. Салтыков оскорбился до глубины души.

«Я считаю недопустимым публичное распространение подобных материалов. Они выставляют мою религию (Асатру) как экстремистскую идеологию, что не соответствует действительности, и этим подвергают опасности свободу вероисповедения, мою собственную и моих близких. Кроме этого, распространение таких материалов угрожает обществу культивированием неуважения к чужим ценностям, в данном случае религиозным», — объяснил мужчина на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

Последовало заявление в полицию. А затем в Барнауле, где живет Телегина, против нее возбудили уголовное дело. Причем сразу по двум статьям УК РФ: 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды). Произошедшее стало полной неожиданностью для язычников. Причем, по словам самой Телегиной, до этого ей не доводилось общаться с Салтыковым.

«Ранее я с ним знакома не была, о его мотивах мне тоже ничего не известно. Но в то, что он сделал это из гражданской ответственности, я не верю. Если бы я его лично знала, может, и могла бы выдвинуть какие-то предположения относительно его мотивов, а так — даже не представляю», — сказала Телегина корреспонденту «Росбалта».

У Годи-Салтыкова своя правда.

«Я не считаю свой поступок предосудительным, потому что он соответствует закону, моей гражданской позиции и моим представлениям о справедливости. Я не считаю, что кого-то предал, потому что речь не идет о людях, кому я должен быть верен. Я вообще не считаю своими единоверцами людей, пропагандирующих экстремизм, равно как и их защищающих», — написал он.

Салтыков не ответил на вопросы «Росбалта».

У Телегиной же есть свое объяснение природы скандальной картинки. По ее словам, никакого оскорбления чувств верующих здесь нет.

«Эта картинка была создана к ролевой игре, и не несет никакого подтекста, только исторический факт», — отметила она.

Уголовное дело вызвало бурную реакцию среди сторонников неоязыческого движения. Посты в соцсетях, сопровождаемые восклицательными знаками, озаглавлены не иначе как «Язычник накатал заяву на язычницу». С рефреном «До 6 лет лишения свободы».

Знакомые Салтыкова осудили его поступок. Главный редактор посвященного северной традиции журнала «Северный ветер» Маша Юлина (Ранхильд) считает, что настоящий язычник так бы не поступил.

«Язычество — это не пляски с бубнами на природе четыре раза в году и не слова в интернете. Язычество — это внутреннее состояние, стиль жизни, ее основа и наполнение. Честь, верность, смелость, уважение к собратьям должны быть абсолютно естественными для язычника. Так же, как дышать. Поэтому не могу видеть спокойно заголовки статей а-ля „Язычник написал заявление на язычника“. Сигвальд — не язычник. Истинный язычник никогда бы так не поступил», — отметила она в беседе с «Росбалтом».

Ситуаций, когда по заявлению одного язычника возбуждали дело на другого, в России еще не случалось. Хотя Русской православной церкви этот спор, наверное, понравился бы. Еще в 2010 году патриарх Кирилл раскритиковал язычество, жизнь по которому, по его мнению, не может принести ни радости, ни счастья.

Критиковал новое язычество и Алексий Второй. В 2004 году святейший сравнил его с терроризмом.

«Век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня такие вопросы, как необратимое искажение духовного сознания, ведущее к всеобщему падению нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности», — сказал тогда патриарх на открытии в храме Христа Спасителя заседания Архиерейского Собора РПЦ.

Илья Давлятчин