Posted 28 июля 2017,, 17:40

Published 28 июля 2017,, 17:40

Modified 30 марта, 22:35

Updated 30 марта, 22:35

В Петербурге порядка 150 тыс. человек с гепатитом, курс лечения от гепатита С стоит 800 тыс. рублей

28 июля 2017, 17:40

В Петербурге примерно у 3% населения выявлен гепатит. Это порядка 150 тыс. человек, заявил заместитель главного врача клинической инфекционной больницы им. С. П. Боткина Владимир Мусатов.

Как сообщает корреспондент «Росбалта», по словам специалиста, только в больнице Боткина наблюдаются 8 тыс. пациентов с таким диагнозом. Врач отметил, что пациентов становится больше, но связано это с отлаженной системой выявления заболевания.

Как указал специалист по адвокации «Коалиции по готовности к лечению» Сергей Головин, сегодня гепатит С излечим в свыше 95% случаев. Современные лекарства эффективны и имеют минимум побочных эффектов. Причем еще несколько лет ситуация была сложнее.

Проблема в том, что стоимость терапии в России составляет порядка 800 тыс. рублей. По словам Головина, даже в развитых странах эти препараты стоят меньше, так как государства ведут переговоры с производителями, чтобы снизить цены и обеспечить людей лечением.

Кроме того, ряд препаратов нового поколения до сих пор не зарегистрированы на территории страны.

«В мире существует практика, когда крупные фармкомпании передают лицензии на производство препаратов другим компаниям, чтобы те производили их и продавали в других странах. Так происходит, например, в Индии. Это абсолютно легальные препараты, ряд из которых начинают получать одобрение ВОЗ. Курс терапии этими препаратами составляет менее $500 — около 30 тыс. рублей. Разница несопоставимая. Неудивительно, что люди, у которых нет возможности приобретать препараты или лечиться бесплатно по муниципальным и федеральным программам, за свои средства вынуждены импортировать эти препараты. Если бы они были доступны в РФ по аналогичным ценам, то проблема была бы меньше и людям не приходилось бы прибегать к таким мерам», — подчеркнул Головин.

В Петербурге существует три программы по лечению гепатита С. Федеральная, по которой льготники получают лечение только теми препаратами, которые входят в список жизненно необходимых лекарственных средств (препаратов безинтерфероновой терапии среди них нет). Вторая — региональная или программа соплатежей, по которой пациент получает лекарства с 50% оплатой стоимости. И третья — городская программа, по которой город полностью выделяет средства на лечение.

В 2015—2016 году в Боткинской больнице по безинтерфероновым схемам прошли лечение всего 100 человек, порядка 80 — по интерферонсодержащим.

Как указал Головин, несмотря на большие усилия по лечению гепатита С в Петербурге, Москве и области, в целом по России менее 1% людей, нуждающихся в терапии, получают ее. По его словам, очереди на получение помощи довольно большие.

Врач Владимир Мусатов заметил, что существует лист ожидания пациентов, которые хотят пройти лечение по городской и региональной программе. Срок ожидания определяется в том числе и размером финансирования.

Врачи однако затруднились назвать сроки ожидания очереди, подчеркнув, что каждый раз это определяется индивидуально.

Так, заведующая 1-м инфекционным отделением центра СПИД Светлана Кижло отметила, что в первую очередь лечение получают пациенты, которые в нем экстренно нуждаются: «Это не очередь за коврами — ты встал первым и должен получить первым. Это не так. Те пациенты, у которых нет изменений в печени или они минимальны, могут ждать. Пациенты, у которых фиброз 3-4 степени или цирроз, экстренно нуждаются в терапии. Потому что если мы не удалим вирус из их организма, в скором времени у них наступит стадия декомпенсированного цирроза, рака печени. И они погибнут. Это единая во всем мире ситуация, и сказать, сколько человек будет ждать своей очереди, нельзя. Есть люди, которых мы наблюдаем 15 лет, они были на стадии нулевого фиброза — и по-прежнему на этой стадии. То есть они могут спокойно жить со своим гепатитом, он у них не прогрессирует. И таких людей немало. А есть люди, у которых он либо прогрессирует очень быстро, либо выявлен на 3-4 стадии фиброза. Таких людей порядка 15% от общего количества. Им в первую очередь назначается терапия», — сообщила врач.

Однако Сергей Головин подчеркнул, что по рекомендациям ВОЗ каждый заболевший должен быть кандидатом на получение терапии.

«Те критерии и ограничения, которые мы вводим — это в определенной степени вынужденная мера. Чем раньше начнется лечение, тем лучше для здоровья пациента. Если бы у нас была возможность обеспечить большое количество людей современной терапией, то в принципе не было бы необходимости ждать того, как у людей разовьются серьезные заболевания печени, когда уже и лечение становится более сложным, и шансы на излечение более низкие», — уверен он. Эксперт также указал, что в некоторых ситуациях заболевание долго не прогрессирует, но потом происходит резкий скачок.

Отметим, что в России, по оценочным данным, 5,9 млн пациентов с гепатитом С. Официальные данные ниже — 800 тыс. человек.

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.