Posted 31 августа 2017,, 13:06

Published 31 августа 2017,, 13:06

Modified 30 марта, 22:17

Updated 30 марта, 22:17

Искусство в тишине

31 августа 2017, 13:06
Представьте, что всю экскурсию в музее вы провели, закрыв уши руками. Пока только один музей в Петербурге дает возможность слабослышащим людям полноценно погрузиться в мир искусства.

Классическая экскурсия в среднестатистическом музее: эмоциональный экскурсовод волнительно машет руками во время рассказа об очередном экспонате, в это время группа слушателей разбегается по залу и рассматривает выставленные предметы, одновременно слушает историю и тихонько делится впечатлением с соседом. А теперь представьте, что вы на всю экскурсию закрыли уши и ничего не слышите. Совсем ничего.

О недоступности искусства для людей с особенностями развития и разными формами инвалидности первым задумался московский музей современного искусства «Гараж». Сейчас он считается самым доступным музеем в России. В нем на регулярной основе проходят не только экскурсии на жестовом языке, но и мастер-классы и даже лекции для посетителей с нарушением слуха. Такое внимательное отношение к этой аудитории обеспечивает специальный отдел музея, который занимается инклюзивными программами по работе с глухими и слабослышащими посетителями. Значительный успех подтолкнул «Гараж» сделать шаг навстречу другим музеям и организовать тренинг по обеспечению доступности музеев для глухих и слабослышащих посетителей. На этом тренинге и встретились представители «Гаража» и петербургского музея стрит-арта.

Музей уличного искусства — первый в Санкт-Петербурге музей с экскурсиями на жестовом языке в открытом доступе. Никаких компаний, которые бы организовывали и финансировали такие экскурсии, пока нет — все держится на частной инициативе. В истории музея стрит-арта эта заслуга лежит на плечах двух хрупких девушек, которые не побоялись создать прецедент и перенесли успешный московский опыт в петербургскую музейную культуру.

Все случилось так: Екатерина, экскурсовод музея уличного искусства, приехала на тренинг в музей «Гараж», где читала лекцию специалист по работе с глухими и слабослышащими посетителями музеев Александра Исаева. Девушки познакомились и через полгода Екатерина предложила организовать подобные экскурсии в петербургском музее стрит-арта. Совместными усилиями был адаптирован текст для экскурсии по выставке «Праздник к вам приходит», в которой более 60 художников со всего мира размышляют о феномене революции, ее силе и неизбежным изменениям, которые с ней связаны. На момент публикации по этой выставке в музее провели четыре успешные экскурсии на жестовом языке, которые подтолкнули организаторов к смелым планам — сделать аналогичные туры по постоянной экспозиции.

В Санкт-Петербурге насчитывается больше 200 музеев. Казалось бы, очевидный успех экскурсий на жестовом языке в московском «Гараже» и петербургском музее стрит-арта должен мотивировать другие учреждения культуры быть доступнее для глухих и слабослышащих посетителей. Но чуда пока не случилось: подобные программы есть только в Русском музее на стадии продакшена — там готовят видео-гид на жестовом языке.

По мнению организатора экскурсий на жестовом языке в музее стрит-арта Александры Исаевой, проблема кроется в отсутствии специалистов и подобного опыта в музеях. Александра знает все нюансы у глухих, ведь она сама плохо слышит. Опыт подкрепляет и специальное образование, по которому девушка — сурдопедагог и психолог. По мнению Александры, понимание всех особенностей аудитории, с которой ты работаешь — это и есть ключ к успеху.

«Очень важно адаптировать материалы для людей с нарушением слуха, поскольку у глухих маленький словарный запас, ведь по сути они говорят не на русском языке, а на жестовом, — объяснила „Росбалту“ Александра Исаева. — Они могут искажать смысл прочитанного. Могут не знать многих слов, которые слышащим кажутся элементарными. Жестовый язык — совершенно другая лексическая система».

Помимо трудностей перевода существуют и трудности организации. Глухим посетителям важно сначала показать объект, подождать, пока они посмотрят на него, обратят внимание на экскурсовода, на переводчика, и только потом продолжать экскурсию. «Обычно в музеях как? Посмотрите направо — и одновременно идет рассказ. Слышащий человек может сразу слушать и смотреть, у глухих это просто физически невозможно. Про это всегда забывают», — грустно вздыхает девушка.

Есть и технические проблемы проведения жестовых экскурсий — они, как правило, касаются самого выставочного помещения. Так, крайне важно поставить группу посетителей полукругом, чтобы каждому слабослышащему было видно переводчика. Если помещение небольшое, группу необходимо разбить или же изначально собрать небольшим количеством. Бывают и слишком темные выставочные помещения, где просто не видно жестов — смысл такой экскурсии сразу исчезает.

«Я также смотрю, насколько качественно работает переводчик, — поделилась с нами Александра, — поскольку есть нюансы перевода. Существует самостоятельный русский жестовый язык и калькирующая русский язык жестовая речь. Переводчик должен знать именно жестовый язык, поскольку калькирующая речь слово в слово повторяет то, что говорит экскурсовод. Глухие часто не понимают такой перевод. Русский жестовый язык совершенно другой, он имеет отличную от звучащего русского языка структуру, синтаксис, поэтому так важно, чтобы переводчик знал именно его».

По словам Александры, как правило слышащие переводчики обучаются именно калькирующей речи, что серьезно усложняет подбор нужного специалиста. А вот слабослышащие переводчики общаются с глухими чаще и у них больше практических навыков — из-за этого качество их перевода выше. Конечно, есть слышащие переводчики, владеющие именно русским жестовым языком, но таких очень мало и их трудно найти.

Несмотря на все сложности организации экскурсий для глухих и слабослышащих, организаторы выглядят очень довольными своей работой. Их главный результат — счастливые посетители, которые в первый раз в жизни побывали на настоящей и доступной для них экскурсии в музее.

Александра Полукеева

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.