Posted 6 сентября 2017,, 16:49

Published 6 сентября 2017,, 16:49

Modified 31 января, 16:42

Updated 31 января, 16:42

Из аутсайдеров — в Эрмитаж

6 сентября 2017, 16:49
В Петербурге открылась выставка художника с аутизмом Шиниши Савады. Глиняные произведения японца для многих посетителей станут первым знакомством с искусством аутсайдеров.

В детстве у Шиниши Савады диагностировали расстройство аутического спектра. К счастью, в специализированном интернате в городе Кусацу, где он проживал, была гончарная мастерская. Так японец начал творить. Из-под его пальцев стали появляться причудливые скульптуры. Не то монстры, не то мифические животные, божества или демоны - Савада никогда не пытался объяснить концепцию своих произведений. Не ясно и откуда он берет идеи для своего творчества. Представляет ли он их изображения в голове, или же просто придает глине ту форму, которую ему подсказывают инстинкты.

Отсутствие конкретики и вообще каких-либо условностей характерно для «искусства аутсайдеров». Этот термин был введен в обиход арт-критиком Роджером Кардиналом в 1972 году. Он описывает искусство, созданное непрофессиональными творцами, работающими вне школ, рамок и канонов. Зачастую такие художники считаются аутсайдерами в обществе. Это люди с различными психическими отклонениями, инвалиды и даже просто чудаки-маргиналы. В качестве синонимического понятия также используется французский термин «ар брют». Буквально — «неограненное искусство».

Широкая общественность с работами аутсайдеров знакома пока мало. Их творчество зачастую можно увидеть только на отдельных выставках или в специальных музеях. Но прорывы случаются. На Венецианской биеннале 2013 года скульптуры Шиниши Савады произвели фурор. После этого работы художника вошли в собрание Музея искусства аутсайдеров в Нидерландах. А дальше особое искусство сделало еще один, но очень большой шаг в широкой публике — работы японца привезли на выставку в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

В самом большом и знаменитом музее Петербурга давно существуют программы для инвалидов и людей с особенностями развития. Например, Эрмитаж совместно с организациями «Антон тут рядом» и «Пространство радости» организовывал мероприятия по вовлечению людей с аутизмом. В музее отмечают, что социализация особенных посетителей не должна ограничиваться обустройством пандусов или специальными гидами. Вовлечение должно работать и в обратную сторону.

«Мы все время говорим об инклюзии. Действительно, нужно помогать людям с особыми потребностями вливаться в наш мир. Но еще нужно и показывать их искусство как образец особого художественного языка. Это расширяет наш общий художественный и эстетический кругозор, кроме того, что это морально важно. Для многих людей с аутизмом искусство — единственный способ общения и возможность показать богатство своего внутреннего мира», — отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Директор амстердамского Музея искусства аутсайдеров Ханс Луйен в свою очередь отметил важность выставки представителя аутсайдеров в классическом музее. Еще 10-20 лет назад такое было сложно представить, потому что люди с особенностями развития почти не контактировали с окружающими. Благодаря таким выставкам публика сможет прикоснуться к их внутреннему миру.

«Работы Шиниши Савады напоминают нам обо всем и ни о чем. Как будто они из другой культуры. Конечно, Савада — японец, но даже для японского общества его работы выглядят довольно странно. Можно сказать, он создал свою собственную вселенную. И его работы похожи на образцы некой ранней цивилизации, которые были найдены археологами», — пояснил Ханс Луйен.

Керамические скульптуры авторства Савады усеяны многочисленными шипами. Художник кропотливо лепит каждый из них. В мастерскую японец приходит только два раза в неделю. В остальное время он работает в пекарне при институте для людей с особенностями развития. Но наблюдатели отмечают, что скульптор действует уверенно и спокойно, как будто знает, что получится в итоге. Он любит работать в тишине и почти никогда не разговаривает, лишь изредка смеется от радости. Большую скульптуру Савада может закончить за 4-5 дней. Он просто оставляет ее на полке, обжигом занимаются сотрудники института.

Художников-аутсайдеров не волнует общественное мнение и признание. Они никогда не пытаются понравиться зрителям, произвести впечатление. Но в то же время их работа — воплощение искренности, выражение мечтаний, мыслей, идей, которые никогда не будут озвучены. В каком-то смысле это чистое искусство.

«При отборе произведений для Музея искусства аутсайдеров мы смотрим на оригинальность работы, на то, не пытается ли автор копировать чью-то манеру. Важно, чтобы искусство отражало опыт художника, его личность. Потому что аутсайдерам тоже приходится сталкиваться с такими глобальными темами, как власть, религия, неравенство. Эти художники в работах стараются передать знание о мире, которое может быть недоступно вам или кому-либо другому. Но оно доступно им. Их работы тоже говорят с вами, через них вы слышите их внутренний голос», — отмечает Ханс Луйен.

Директор музея указывает на то, что термин «искусство аутсайдеров» часто критикуют. Якобы, используя его мы проводим черту, отделяем «их» от «нас», маргинализируем творцов. Но Луйен призывает не думать о таких мелочах. По его словам, определение «искусство аутсайдеров» звучит гордо и лишь подчеркивает уникальность особых художников. А вместо поиска новых формулировок специалист советует продвигать искусство аутсайдеров, чтобы о нем узнали как можно больше людей.

Софья Мохова

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.