Posted 14 сентября 2017,, 15:32

Published 14 сентября 2017,, 15:32

Modified 31 января, 16:47

Updated 31 января, 16:47

«Паханы с района» легко проникли в нашу жизнь»

14 сентября 2017, 15:32
Психолог Катерина Мурашова рассказывает о культе насилия, кризисе школы и влиянии интернета на социальные коммуникации.

Наступила осень… Безудержно хочется кофе с коньяком и теплого пледа. А вместо этого за уютными стенами наших квартир дети берут ружье и идут убивать, из торговых комплексов эвакуируют людей из-за обострения у «телефонных террористов», у Поклонской мироточит бюст императора, а впереди — День учителя, и уже многие не воспринимают второе слово в названии праздника в его первоначальном значении.

Как в этих условиях найти эффективный способ договориться с мозгом о том, чтобы он спал ночью и бодрствовал днем, с начальником — о прибавке к жалованью, с ребенком — чтобы он учил таблицу умножения вместо того, чтобы пялиться в планшет? К счастью, в нашем мире есть умные люди, которые давно научились решать эти проблемы не то чтобы легко, но эффективно, профессионально и надолго. Нам бы с ними поговорить за чашечкой кофе (можно и без коньяка).

«Росбалт» решился на этот шаг и предлагает всем безотлагательно собраться на «Квартирник». В рамках этого проекта мы приглашаем на нашу «кухню» — в пресс-центр Росбалта — психологов, философов, писателей, музыкантов, чтобы поговорить о том, как нам жить дальше.

На первый «Квартирник» 18 сентября к нам придет дипломированный биолог, семейный психолог, автор книг для родителей подростков Катерина Мурашова. Она расскажет о десяти самых распространенных родительских ошибках. Цена визита на встречу для желающих поговорить с экспертом составляет 300 рублей. Беседы гарантированно обещают быть интересными и полезными. Читайте интервью, думайте, приходите. Не упустите возможность начать новую жизнь с понедельника!

— Учебный год в России начался нерадостно. Произошло ЧП в Подмосковье — девятиклассник устроил стрельбу в школе, напал на учителя, грозился покончить с собой. СМИ начали писать о популярности групп «колумбайнеров» — поклонников расправ над одноклассниками. Думаете, можно говорить о новом увлечении подростков культом насилия?

— Насилие не исчезает и не появляется, оно было всегда. Просто его формы эволюционируют. Да, раньше дети не приходили в школу с оружием. Но я в детстве в случае опасности сжимала в кулаке серебряный рубль — у нас существовало поверье, что это увеличивает силу кулака в пять раз.

В какой-то момент наша страна решила пойти по стопам Америки, и можно было ожидать, что мы позаимствуем у нее не только «макдональдсы». Мы прошли путь от Советского союза до современной России, приобретя по дороге и хорошее, и плохое. Мои знакомые из США рассказывают, что у них эксцессы в школах случаются регулярно, а теперь подобный сценарий реализовался и у нас. Но, как я уже сказала, это вовсе не значит, что раньше насилия не было, и теперь оно к нам с Запада просочилось. Это чепуха.

— То есть вся жестокость подростков, издевательства над одноклассниками, животными (история хабаровских живодерок, например) — это не какая-то новая болезнь общества, а мы просто стали больше об этом знать?

— Однозначно, здесь никаких сомнений нет. Просто 50 лет назад все это варилось в своей среде. Ваши шансы узнать о том, что такого страшного произошло под Челябинском в сельской школе, стремились к нулю. А сейчас мне сообщат об этом в течение суток, хочу я этого или нет. А уж если я увлекаюсь насилием и смотрю соответствующие фильмы, где все друг друга рубят в капусту, то шансы оперативно узнать о происшествии под Челябинском приближаются к 100%.

Разброс от нуля до 100% — разница существенная. Поэтому единственное изменение в поведении людей связано с развитием технологий. Если раньше пахан на районе мог проявить свою крутость перед парой десятков сподвижников, то сейчас о своем необычайном превосходстве сразу можно объявить всему миру. Эта проницаемость информационной среды накладывает определенный отпечаток. Усиливается как все хорошее, так и все плохое.

Если я изобрела новый способ печь кексики, то могу загрузить видео об этом в интернет и получить за сутки 20 тысяч просмотров. Но, к сожалению, людей интересуют не только кексики, но и менее приятные вещи. Сцены насилия привлекательны для довольно значительной части населения, что отражается в информационном пространстве — книгах, фильмах. Даже автор «Игры престолов» Джордж Мартин признал, что не является фанатом жестокости, но его читателям это нравится.

— Но ваши пациенты, дети и родители, все же как-то изменились за последние, скажем, 10 лет?

— И у подростков, и у молодых родителей становится все больше вопросов, связанных со смыслом. Зачем учиться? Почему я должна их уважать? Раньше об этом не сильно задумывались. Кроме того, серьезно повышается психологическая грамотность населения.

Когда я только начинала работать, девять из десяти людей уверенно путали психолога с психиатром. Но основной тренд заключается в том, что дети стали более разными, разнообразными. Мы в свое время были уравнены под линеечку и выглядели довольно одинаково. Наши различия не бросались в глаза. Чтобы их увидеть, нужно было здорово покопаться. А сейчас разброс огромный. В одной и той же возрастной страте, например, 12 лет, может быть ребенок, с которым разговариваешь, как с взрослым человеком. А может быть такой, которому соску хочется дать.

— Согласны ли вы с теми, кто презрительно называет молодежь «поколением ЕГЭ» и критикует качество образования в России?

— Мне кажется, современная школа находится в кризисе. В течение многих лет и даже веков ситуация не менялась: у учителя была информация, которой не было у учеников. Задачей учителя было передать информацию и проверить, как ее усвоили. Но сегодня любые сведения можно найти в Сети, ребенок может получить их одним нажатием кнопки. И нет ни одного учителя, который знал бы больше, чем Интернет, — это просто невозможно. Однако очевидно, что людей образовывать надо, одной информации онлайн мало, надо ее как-то подавать. Поэтому сейчас школа находится на переломе и ищет новые алгоритмы. У образования наступил переходный возраст.

— Как думаете, по какому пути должна пойти школа?

— Мне много раз задавали этот вопрос, и иногда я даже пытаюсь сделать умное лицо и что-нибудь ответить. Но, если честно, у меня нет однозначного мнения. Когда мне говорят, что все будет основано на свободном творчестве групп детей, я сомневаюсь. Когда говорят, что все перейдут на домашнее обучение и ребенок будет сам выбирать, в каком темпе учиться, я тоже сомневаюсь. Потому что для детей невероятно важна социализация. То есть я не могу примкнуть ни к одной точке зрения и сказать: «Да, я это разделяю».

— Единственное, в чем я уверена, это то, что действующая форма обучения закончилась. Ситуация, при которой перед учителем сидят дети и он что-то вкладывает в их головы из своей, очевидно, изжила себя. И какие-то новые формы обучения либо уже появляются, либо появятся в ближайшее время.

— Я прочитала в вашем блоге, что одна из распространенных проблем у семей — отсутствие коммуникации с детьми, которые погружены в свои телефоны или планшеты…

— Дело не в самих гаджетах, а в том, что за ними стоит. Они по сути являются порталами в новый мир, который совершенствуется, цветет, пахнет и развивается прямо на наших глазах. А молодое поколение создано для завоевания всего нового, поэтому этот мир их затягивает.

Есть ли там опасности? Конечно, есть. Как в любом новом мире. Пытаются ли родители удержать, не пустить в новый мир? Конечно, пытаются, и всегда пытались. Когда я была маленькой, считалось, что новым миром будет космическое пространство: мы погрузимся на корабли и полетим куда-то. Как видите, не полетели. Но открылся другой новый мир. Так что увлечением им я воспринимаю как экспансию.

— То есть вы не видите в этом никакой серьезной проблемы?

— Освоение неизведанной территории всегда полно проблем, кто бы с этим спорил. Но говорить «не ходите, дети, в Африку гулять» кажется мне достаточно странным. Конечно, виртуальная коммуникация серьезно отличается от реальной. В том числе и тем, что ее всегда можно прервать, нажав кнопку. Если же ты во время обычного разговора развернешься и уйдешь, то, скорее всего, на тебя обидятся.

Я думаю, что в связи с распространением виртуального общения социальные коммуникации меняются, эволюционируют. Я встречала многих молодых людей, которым легче общаться с теми же самыми людьми по интернету, чем в жизни. Многим людям уже абсолютно все равно, встретиться ли со знакомым лично или поговорить по скайпу. Для них это равнозначные вещи, и я им верю. К чему все это приведет, я не знаю. Но к чему-то приведет точно.

— Почему вы, будучи биологом, решили сменить сферу деятельность и переключиться на семейную психологию?

— Меня все абсолютно устраивало, и я бы так и осталась зоологом и эмбриологом, если бы советская наука не приказала долго жить. Для занятий наукой нужны реактивы, новое оборудование, коммуникация с международным профессиональным сообществом. Если всего этого нет, ты отстаешь безнадежно.

И вот в какой-то момент нам перестали закупать реактивы и современное оборудование. И было совершенно непонятно, когда все снова начнет функционировать: через год-два или десять. В этот момент практически все научное сообщество встало перед выбором. Можно было лечь на дно и ждать неизвестно чего. Можно было уехать в другую страну и работать по специальности там. Или не уезжать и начать заниматься чем-то другим здесь. Как вы догадываетесь, я в третьей категории.

По первому образованию я эмбриолог, специалист по этногенезу, по второму — возрастной психолог. То есть если раньше я занималась развитием всех живых особей, то теперь — конкретно человеком. Выбрала то, что близко.

Беседовала Анна Черникова

Записаться на «Квартирник» с участием Катерины Мурашовой, который состоится 18 сентября в 19:00, можно по телефону 8 (812) 677-69-60, или an@rosbalt.ru. Место проведения: Лиговский проспект, дом 92Г, пресс-центр «Росбалта».