Квест в гостях у Павла Первого

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея.


© Фото предоставлено Русским музеем

У гостей и жителей Санкт-Петербурга есть уникальная возможность посетить техно-игровой маршрут «Романтический наш император» в Центре мультимедиа Русского музея. Проект посвящен создателю и владельцу Михайловского замка Павлу I.

Маршрут «Романтический наш император» проложен на трех этажах Западного павильона Михайловского замка. В начале виртуального путешествия гостей радушно встречают сотрудники музея.

Здесь нет «классического» экскурсовода, к которому привыкли многочисленные посетители петербургских музеев. Сопровождает посетителей арт-медиатор, который по ходу экскурсии помогает обращаться с техникой и, конечно, отвечает на вопросы гостей.

Знакомство с императором Павлом I начинается в Синем зале. Здесь, расположившись в уютных креслах, посетители узнают о детстве Павла, его родителях, бабушке, а также о достижениях будущего императора в искусстве.

Затем гостей приглашают в зал, посвященный церемонии коронации Павла. Там начинается волшебство, потому что именно там «оживает» полотно Квадаля «Коронация Павла и Марии Федоровны». Гости музея переносятся в 1797 год, попадают в Успенский собор Московского кремля и наблюдают за церемонией коронации.

Под звон колоколов и церковные песнопения путешественники становятся свидетелями происходящего события, оказываясь в непосредственной близости от членов императорской семьи и первых лиц государства.

Затем гости отправляются в зал, посвященный павловским местам Санкт-Петербурга и его окрестностей. Здесь их ждет необычный экспонат — интерактивная карта города с флажками: прикосновение к ним выдает на экран подробности о том или ином пункте пребывания императора. Здесь же есть тематические кубики, которые раскроют предложенную тему и проиллюстрируют ее, если коснуться ими экрана.

На втором этаже гостей встречает фигура Павла I и приглашает в «зеркальный зал». Вот они, зеркала-императоры в полный рост. Екатерина II ростом чуть больше 1,5 метра кажется крошечной рядом с Петром I. У каждого гостя, вошедшего в этот зал, появляется улыбка на губах и неподдельный интерес в глазах. Рассматривать себя в зеркальных силуэтах императоров поистине увлекательно и необычно.

На втором этаже посетители могут посмотреть несколько фильмов, посвященных эпохе Павла I, запечатленной в произведениях художников-современников императора. Например, фильм о творчестве Боровиковского, написавшего портрет Павла I в коронационном облачении. Видеоматериал дает представление о символике портрета и архитектуре павловского времени. Это — результат кропотливой работы сотрудников музея: чтобы сделать насыщенный, информативный и интересный видеоролик длительностью пять минут требуется примерно месяц.

Отдельный зал отведен под разнообразные мультимедийные инсталляции — это техно-игровая комната. Один из удивительных экспонатов комнаты — интерактивная книга. Она рассказывает и показывает путешествие императора с женой по Европе. На левой станице книги — города, где побывал российский монарх, на правой — то, что понравилось ему и произвело неизгладимое впечатление.

Например, Павел I вдохновился собором святого Петра в Риме и по приезде приказал построить Казанский собор. Не удивительно, что гости музея с воодушевлением и интересом переворачивают страницы, узнавая все больше и больше не только о жизни царя, но и о родном городе.

Здесь же можно прогуляться по виртуальной экспозиции, посвященной Павлу I: увидеть детские прописи императора, его записки, сделанные в более зрелом возрасте. Но и это еще не все! В техно-игровой комнате есть необыкновенное зеркало, в которое можно полюбоваться на себя в роскошном платье середины восемнадцатого века.

Виртуальная примерочная, где дамы могут примерить платья, а мужчины облачиться в коронационный костюм Павла I и сделать уникальное фото, впечатляет посетителей, которые не только побывали в далеком прошлом, но могут показать друзьям и родным сделанные там снимки. В завершение маршрута путешественникам предлагается принять участие в интеллектуальной викторине, где им пригодятся все полученные знания.

По словам работников Русского музея, такая форма взаимодействия высоких технологий и произведений искусства актуальна для посетителей любой возрастной категории. Взрослые с удовольствием делают свои маленькие открытия, восполняя пробелы в знаниях по истории и искусству XVIII века. Причем информация подается таким образом, что воспринимать и запоминать ее легко и интересно. Вместе с расширением кругозора, с увлекательным погружением в эпоху Павла I, они получают эстетическое удовольствие от архитектуры, интерьеров, произведений изобразительного искусства и интересной беседы в непринужденной обстановке.

Детям нравятся игры и загадки. Маленькие гости музея с удовольствием расчищают виртуальную листву на большом экране, чтобы увидеть, например, таинственные знаки Михайловского замка. Они увлеченно рисуют и помогают призраку замка, проходя тематический тест, вернуть красоту и величие дворца. Сотрудники Русского музея обращают внимание на особый интерес, который проявляют школьники к техно-игровому маршруту. Вместо скучного чтения параграфов в учебнике, дети творчески взаимодействуют с «ожившими» дворцом и его обитателями. Комплексное воздействие на все органы восприятия — зрение, слух, осязание — способствует лучшему запоминанию новой информации. Такого эффекта гораздо сложнее добиться на обычных школьных уроках. В стенах Центра мультимедиа Русского музея за три часа без скуки и длительного сидения за партой дети усваивают гораздо больше.

По словам заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светланы Бирюковой, даже самые неусидчивые ученики уже с первых шагов по маршруту вовлечены в образовательный процесс. «Технологии — это средство, — рассказала Светлана Бирюкова. — Но им необходим контент, содержание, которое нужно донести до аудитории. Если его нет, то получается зрелищное шоу без какой-либо смысловой нагрузки».

В Центре мультимедиа Русского музея современные технические возможности служат раскрытию образовательного потенциала изобразительного искусства и наиболее полному раскрытию конкретной темы. Светлана Бирюкова отметила, что материал подается не через исторические факты и их интерпретацию, а через шедевры изобразительного искусства.

«Картины — это свидетельства современников, — говорит она. — Картина не документ, но она продукт эпохи, который позволяет в эту эпоху погрузиться и изучить ее».

По словам сотрудников музея, сейчас идет работа над новым техно-игровым маршрутом. Он будет посвящен Петру Великому, а в его названии отмечена преемственность маршрутов и поколений «Петр и Павел — прадед и правнук».

Серафима Заболотняя

Новости культуры читайте на сайте «Петербургский авангард».

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.