Posted 18 октября 2017,, 13:45

Published 18 октября 2017,, 13:45

Modified 31 января, 17:10

Updated 31 января, 17:10

«Борьба — это уже победа»

18 октября 2017, 13:45
Режиссер Олег Куликов рассказывает о спектакле «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон.

В Театре Эстрады им. А. Райкина проходят репетиции спектакля «Дом». Премьера намечена на 28 и 29 октября. Главный герой пьесы — врач районной поликлиники Игорь. У него любимая работа, большая семья. Осталось осуществить сокровенную мечту — родом из детства — построить собственный дом. Но денег на строительство не хватает. И тут выясняется, что никто из состоятельных пациентов не готов помочь врачу — дать ему бессрочный займ.

Пьесу «Дом» написали Евгений Гришковец и Анна Матисон. Она уже была поставлена в двух театрах страны: в 2009 году в театре «Школа современной пьесы» режиссером Иосифом Райхельгаузом, в 2011 году — режиссером Сергеем Пускепалисом в МХАТ им. Чехова (главную роль сыграл Игорь Золотовицкий).

Одноименную пьесу Евгения Гришковца в театре Экстрады им. А. Райкина ставит режиссер Олег Куликов, известный своими работами в Театре на Литейном и в Молодежном театре на Фонтанке. Выбрав на главную роль заслуженного артиста России Юрия Гальцева, он, пожалуй, идет на сознательный риск. Широкий зритель до сих пор воспринимает Гальцева исключительно как комика.

— Олег Николаевич, переживаете за результат?

— Все режиссеры, если они адекватны, переживают за результат. Неуверенность и волнение — это естественное состояние творческого человека. Мне посчастливилось работать в разных театрах — и в России, и за рубежом, всегда и везде одно и то же: страхи, сомнения, тревога… Зритель Театра Эстрады — особенный, я это прекрасно понимаю. Сюда приходят смеяться, но смех, как и радуга, имеет разные цвета.

— Главной особенностью ваших спектаклей некоторые критики называют… меланхоличность. Согласны с этим утверждением?

— Нет, не согласен. Настроение спектакля всегда связано с пьесой, с ее темой, ее содержанием и, конечно, с жанром. Все зависит от материала. Если тема требует минора, не хочется эмоционально насиловать ее и делать мажор. Хотя я сторонник юмора! Но не юмора, который ниже пояса или на кончике языка, а умного, тонкого юмора, который радует не только сердце, но и сознание. Вот вам пример: Аркадий Исаакович Райкин, в театре которого мы сейчас находимся! Почему его так любили и до сих пор боготворят как великого шута? У него всегда был юмор, который имел множество уровней. При этом он никогда не опускался до пошлости.

— Гришковец — автор ироничный и сентиментальный. Это и ваше мироощущение?

— В той или иной степени. Мы с Евгением ровесники. И мне в его пьесе многое понятно на человеческом уровне. Думаю, Юрию Николаевичу Гальцеву он тоже близок. «Дом» — это история о нашем поколении, о наших мечтах и разочарованиях. Это в некоторой степени…. «Полеты во сне и наяву». Помните прекрасный фильм с Олегом Ивановичем Янковским? Для поколения 1970-х это был герой своего времени.

Игорь — главный герой пьесы «Дом» — мне представляется героем нашего времени. У него есть хорошая работа, квартирка, семья, верные друзья. Вырастил сына, посадил дерево. Осталось построить дом. Это сокровенная мечта маленького мальчика. Здесь, если хотите, движение от ребенка, который выдумал себе жизнь, к итогу жизни. Что получилось, а что — не вполне. Соответствует ли итог той картинке, которую мальчик нарисовал себе детской рукой. Это точно сформулировал немецкий философ Гингаузер. Он говорил, что творческие натуры в детстве выдумывают себе жизнь и потом пытаются как шапку натянуть этот идеалистический образ себе на голову. А шапка сопротивляется и не надевается! Отсюда разочарование, порой отчаяние — жизнь не сложилась! На самом деле она сложилась, и сложилась замечательно, просто по-другому, не так, как ты ее выдумал. В пьесе Евгения Гришковца это одна из главных тем: понимаем ли мы истинную суть нашей жизни. А «Дом» — это всего лишь поэтическое осмысление бытия, символ… Это не стены и не крыша, а люди, которые живут в этом доме. У китайцев один и тот же иероглиф обозначает «дом», и он же — «женщину». Какая глубокая философия.

— Сюжет сохраните?

— Конечно. Евгений Гришковец — прекрасный автор. Хотелось бы пойти за автором, быть рядом с ним, а не ломать его через колено собственных амбиций. Сейчас мы в середине пути, пробуем, отказываемся, ищем… ищем природу юмора, иногда сквозь слезы…

— Спектакль будет близок публике вашего поколения. А молодым зрителям?

Всем будет интересно. Во-первых, эта пьеса о нашем времени, о нас сегодняшних. Во-вторых, Гришковец, будучи автором актуальным, все же ставит извечно русские вопросы. Чеховские вопросы: что важно, а что — не очень, для чего мы живем, сложилась жизнь или жизнь проиграна… Бесконечные вопросы, которые человек задает себе ежедневно, чуть только ему перевалит за 40, и нет этим вопросам конца. Всему в жизни есть цена — счастливой семье, удачной карьере, победам и поражениям. Человек за все платит. Главный герой пьесы за свою детскую мечту расплачивается взрослым чеком — теряя иллюзии. Но он пытается бороться. Мне кажется, что иногда попытка — уже победа. Если трудился, стремился, действовал, но ничего не получилось — ты все же победил, и в первую очередь себя. Победа над собой дорогого стоит!

— А это не борьба с ветряными мельницами?

- Вся наша жизнь — борьба с ветряными мельницами, если угодно. Мы ведь конечны. Зачем же тогда любить, мечтать, строить дома, ставить спектакли, стремиться к чему-то прекрасному, для чего? Если бы знать. Во всяком случае, мне кажется, что борьба — это уже победа.

— Если я попрошу вас описать спектакль коротким предложением?

— Вот строчка из стихотворения Арсения Тарковского: «Живите в доме, и не рухнет дом».

Беседовала Валерия Троицкая

Олег Куликов в прошлом — актер БДТ. Сотрудничает с Петербургским театром на Литейном, с Молодежным театром на Фонтанке, работает в театрах Англии.
Новости культуры читайте на сайте «Петербургский авангард». Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.