Posted 31 октября 2017,, 15:05
Published 31 октября 2017,, 15:05
Modified 30 марта, 21:41
Updated 30 марта, 21:41
В ноябре в Санкт-Петербурге продолжатся показы мюзикла «Оскар и Розовая дама. Письма к Богу». Это уже не первая постановка по одноименной повести французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта, но, пожалуй, самая необычная. Ведь главные роли в ней исполняют глухие актеры. Они играют в спектакле вместе со слышащими артистами. Корреспондент «Росбалта» узнала, как готовился спектакль и с какими сложностями столкнулись участники.
Стоит отметить, что в Северной столице для глухих и слабослышащих детей работают различные студии, кружки и секции. Подробнее об этом можно почитать здесь. Спектакли с участием неслышащих актеров-любителей в городе также проводятся, например, в прошлом году театральная студия «Маскарад» поставила «Зойкину квартиру» по произведению Михаила Булгакова. Однако театров, где глухие актеры могли бы выступать совместно со слышащими, в городе нет. Поэтому нынешний мюзикл стал первопроходцем.
Постановка рассказывает о 10-летнем Оскаре, который умирает от рака. В больнице ребенок совершенно случайно узнает, что ему осталось жить всего 12 дней. У него вызывает отторжение тот страх, который испытывают взрослые, когда речь заходит о смерти. Единственный человек, которому он может доверить свои мысли и чувства — сиделка Роза. Мальчик называет ее Розовой дамой. Не зная, как подбодрить ребенка, узнавшего о смерти, Роза придумывает, что она — бывшая балерина, танцевала в «Щелкунчике». И ее не пугает его лысая голова — одна из ее коллег была лысой, и исполняла партии мышей без грима. Сиделка рассказывает ребенку легенду о том, что последние 12 дней перед Рождеством можно прожить так, как будто каждый из них равен десяти годам. Например, Оскар родился только сегодня — и ему уже исполнилось 10 лет. А завтра будет 20, послезавтра — 30. По совету Розовой дамы Оскар начинает писать письма к Богу, в которого ранее не верил. Так мальчику удается прожить 120 лет всего за 12 дней. За это время он влюбится, женится и в его жизни произойдет еще множество важных событий.
«Не встречайте артистов аплодисментами, — просят зрителей перед началом спектакля. — Ведь с первой секунды спектакля начнется отсчет жизни Оскара».
Главные роли в постановке исполняют слабослышащие артисты из московского театра «Недослов» — Илья Мельников и Виктория Барышникова. Ранее им не доводилось выступать со слышащими коллегами. Но в этой постановке они выходят на сцену вместе со звездами музыкальной эстрады Антоном Авдеевым и Верой Свешниковой, которые исполняют роли душ главных героев.
Чтобы объединить мир глухих и слышащих людей, создателям понадобилось два года. Команда артистов научилась «жестовому» пению — оно в спектакле соседствует с традиционным исполнением. Всю историю рассказывают языком песни и танца.
Антон Авдеев (душа Оскара) говорит, что работать над этим проектом оказалось непросто: «Мы с Ильей Мельниковым транслируем один персонаж, я играю душу Оскара, он самого Оскара. Я думал, как мы найдем общий язык? С чего начать? Как мы будем понимать друг друга? Я ведь понимаю далеко не все, каждый день меня учат языку жестов. Благодаря этому проекту я все больше узнаю об этом удивительном мире, о мире глухих людей, с которым я раньше никогда не пересекался. Это бесценный опыт для меня».
В свою очередь исполнитель роли Оскара Илья Мельников отмечает, что самым сложным для него было попадать в ритм музыки.
По словам продюсера мюзикла Ирины Астафьевой, на создание спектакля ее вдохновила личная история: «Мой сын — аутист. У него самая тяжелая форма болезни. Он совершенно не адаптирован к жизни, он социофоб. Часто мы сталкивались с тем, что люди в России не готовы к контактам с такими людьми. Этот проект призван обратить внимание общества на то, что есть в нашем мире слабослышащие люди».
Создатели мюзикла объединили мир слышащих и глухих не только в пределах сцены, но и в зрительном зале. Часть билетов раздают бесплатно слабослышащим детям и взрослым.
Сюжет произведения Шмитта немного переделан. Так, сиделка Роза стала балериной. А ее рассказы о кетче заменили на пересказ сказки Гофмана «Щелкунчик». Ведь кетч — это вид борьбы, который не очень популярен в России.
«Мы очень надеемся, что мюзикл „Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу“ как минимум удивит зрителя. Это история для перерождения каждого сидящего в зале. Мы надеемся, что человек, который посмотрит спектакль от начала до конца, выйдет из зала другим. Он захочет позвонить маме, обнять родных, съездить в детский дом, а все материальное станет неважным», — уверена продюсер мюзикла Ирина Афанасьева.
Создатели спектакля пытаются донести до зрителя главную идею: выход есть всегда. Именно эти слова сиделка Роза сказала больному мальчику, которому осталось жить 12 дней.
Целебной силой, по задумке авторов, должна обладать и сама музыка.
«Именно музыка помогает мне жить. В книге „Моя жизнь с Моцартом“ я рассказываю, как Моцарт спас мне жизнь, когда мне было 15 лет, — говорит автор книги „Оскар и Розовая дама. Письма к Богу“ Эрик-Эмманюэль Шмитт. — Я был подростком в депрессии, который хотел умереть, и я даже хотел покончить с жизнью. Однажды преподаватель привел несколько учеников на репетицию в оперу. Это была „Свадьба Фигаро“. Сначала это показалось мне ужасным, вышла полная дама на сцену, она казалась смешной. Но когда она запела, я выздоровел. У меня снова появилось желание жить. Для меня музыканты — духовные гиды. Это философы, которые могут дать нам энергию, радость и силы жить».
«Я думал, что у жизни нет ценности, потому что она хрупкая. А настоящая мудрость — это ценить жизнь, потому что она хрупкая. Весь смысл в том, что мы слабы», — заключает он.
Следующие показы спектакля пройдут 17, 18, 19 ноября и 7, 8 и 9 декабря.
Серафима Заболотняя