Posted 17 ноября 2017,, 23:15

Published 17 ноября 2017,, 23:15

Modified 30 марта, 21:31

Updated 30 марта, 21:31

Шемякин: Русское искусство выброшено с мировой арены

17 ноября 2017, 23:15

Русское искусство сегодня выброшено с мировой арены. Об этом в ходе дискуссии «Современное искусство в меняющемся мире. Китай. Россия. США» на культурном форуме заявил художник Михаил Шемякин.

«Русское искусство не просто находится на обочине, оно выброшено с мировой арены. И в этом наша вина. Потому что, во-первых, у нас постоянный комплекс. Мы стесняемся самих себя. Во-вторых, мы безобразно относимся к себе. И Запад практически не знает, кто мы такие. Например, мы все знаем Энди Уорхола. Но никто почти на Западе не знает, кто такой Тышлер, Лабас, великолепную школу соцреализма. Мы не умеем себя подать», — говорит он.

По его словам, на мир современного искусства сильно повлиял бизнес. Однако Россия была на протяжении 70 лет оторвана от экспериментов Запада и сейчас, пытаясь подражать им, выглядит клоуном. У страны особый путь в искусстве, считает художник.

«Мы создали высочайшее метафизическое искусство — это русская икона. Потом был второй взрыв, от которого двигалась и двигается западное американское искусство — это русский авангард. И третье — это собирание камней и создание чего-то нового, что опять окажет влияние на всю мировую культуру», — сообщил Шемякин. По его мнению, возрождение русского искусства может произойти в глубинке.

Доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Ершов отметил, что разочарован актуальным современным искусством. Разочарование это связано с тем, что «заветы 1968 года, что современное искусство объединит мир и поведет в даль светлую не оправдались». «Мир разорван, дискретен, разъединен. В том числе благодаря гаджетам, Интернету, который должен был людей объединить, но разъединяет их», — указал он. По его словам, создается ощущение, что «все разбрелись по своим норкам, хаткам».

В свою очередь профессор кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Юрьева подчеркнула, что в современном искусстве нет течений или фигур, которые бы могли возглавить какое-либо направление. «А рынок мы делать не умеем. У нас нет опыта. Китай нам показал, что гениальный художественный рынок можно создать с нуля за несколько лет».

Директор музея и художественной галереи Флориан Нотт заметил, что искусством начинают управлять дилеры, торговцы. По его словам, благодаря глобальной Сети формируется международная система, у которой есть и недостатки, и достоинства. «Многие художники вынуждены развивать отношения со СМИ. Они, как политики, вынуждены использовать и манипулировать СМИ», — указал он.

Заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская считает, что искусство — это последняя надежда для современного человека, который очень сильно погружен в цифровой мир (подробнее — здесь).

Не вполне разделяет ее точку зрения художник Дмитрий Гутов. Он напомнил, что искусство как раз и явилось локомотивом разрушения гуманизма и всего, «что связано с человеческой теплотой». «Был лозунг — бросить все с корабля — все светлое, теплое, человеческое. Развеять по ветру ваше домашнее тепло. Уничтожить в ноль. Выйти за ноль формы. Погасить экран искусства. И та новая реальность, которая действительно наступает… Искусство является локомотивом, который нас туда несет….»

Напомним, что музей современного искусства им. Дягилева СПбГУ реализует проект «Три полюса многополярного мира. Китай. Россия. США». Он ориентирован, прежде всего, на молодежную аудиторию и призван понять и показать, каким хочет видеть мир art generation XXI века. О совместной выставке российских и китайских художников читайте здесь.