Posted 28 ноября 2017,, 18:00

Published 28 ноября 2017,, 18:00

Modified 30 марта, 21:25

Updated 30 марта, 21:25

Этот косой глаз напротив

28 ноября 2017, 18:00
События 14-летней давности могут стоить главе города Колпино в составе Петербурга 8 лет колонии. Потерпевшая уверена — это он вырывал у нее сумку с деньгами в подъезде.

В Санкт-Петербурге к логической развязке подходит рассмотрение уголовного дела против действующего главы муниципального образования Колпино Вадима Иванова. Скорее всего, через пару недель судья Ольга Павлова определится, виновен чиновник или нет. Если да, то Иванову грозит до 12 лет колонии строгого режима. Его дело связано с событиями 14-летней давности. О них уже говорилось неоднократно. Если коротко, то история такая.

В 2003 году наркоманка из Петербурга Татьяна Сорокоумова узнала, что у ее сестры Ольги Макиной есть большая сумма денег, которые та собирается перевезти из Москвы. Макина, филолог и бывшая учительница, на тот момент работала в турфирме. Сорокоумова привлекла к преступлению Сергея Киржакова. А тот нашел исполнителей: ими стали Дмитрий Большаков, Антон Василенко и еще один мужчина.

В ночь на 5 октября злоумышленники напали на Макину и ее спутника в подъезде дома по улице Маршала Захарова. Двое мужчин в масках, вооруженные пистолетами, с криками «Где деньги, сука?» отобрали у женщины портфель. Внутри находились купюры в долларах и рублях на общую сумму 1 млн 400 тыс. рублей. Затем мужчины скрылись с места преступления на ожидавшей их машине. А оружие выбросили в реку.

Позднее правоохранители установили личности нападавших. Большаков, по версии следствия, сидел за рулем автомобиля, на котором скрылись злоумышленники. Ему дали 2,5 года колонии. Василенко являлся одним из нападавших, за что получил 7 лет 10 месяцев лишения свободы. Киржакова приговорили к 2 годам. С Сорокоумовой тоже понятно — женщина получила 7 лет условно. Следствию была неизвестна лишь личность второго нападавшего. Потерпевшие описывали его как высокого мужчину атлетического телосложения ростом за 180 сантиметров (Василенко, к слову, тоже за 180).

Второго следователи нашли к осени 2016 года. К удивлению многих им оказался Вадим Иванов — действующий глава МО Колпино. Помнится, год назад чиновник скрывал свое лицо от прессы в здании Октябрьского райсуда. Капюшон был снят только в зале суда, когда камеры выставили за дверь. В Красносельском суде Иванов, кажется, чувствует себя более комфортно. В зале Ольги Павловой обвиняемого днем во вторник уже ждали с десяток человек — в основном группа поддержки, а также потерпевшая с представителями и пара журналистов. Все с трудом уместились на паре скамеек.

На предыдущем заседании государственный обвинитель Андрей Алексеев счел вину Иванова полностью доказанной. И попросил приговорить подсудимого к 8 годам колонии строгого режима. Теперь в прениях выступили адвокаты главы МО и потерпевшая.

Защитник чиновника Александр Голованов взял в руки солидную пачку бумаг с заранее заготовленной речью и под стук компьютерной клавиатуры начал выступление.

«Поскольку есть приговоры по делам, связанным с нашим, то нет необходимости подробно останавливаться на том, что является предположениями и догадками. Нам необходимо лишь установить, причастен ли к преступлению Иванов. Все так называемые доказательства свидетельствуют — нет, не причастен», — отчеканил Голованов.

По словам защитника, Ольга Макина при допросе в суде сообщила, что хорошо рассмотрела нападавших и запомнила их. У лифта горела лампочка, так что было видно все. Из особых примет запомнилось слегка опущенное веко и косоглазие на левый глаз. «Иванов был освидетельствован врачом, и данные приметы у него не нашли», — воскликнул Голованов, после чего находящиеся в зале вновь внимательно присмотрелись к Иванову. Тот с каменным лицом сидел в «аквариуме».

Макина во время показаний в суде описала еще одну особенность высокого злоумышленника. Это так называемый межзубный сигматизм, когда при произношении свистящих и шипящих звуков кончик языка попадает между верхними и нижними резцами. Часть слов он якобы произносил так, словно кашу жевал. Его голос потерпевшая опознала в ходе очной ставки.

«Тут хотелось бы уточнить, что голос Иванова Макина опознала еще до того, как он заговорил. Да и несложно было указать на какого-либо человека, которого привели в следственный кабинет под конвоем, а перед этим она наблюдала сюжет по телевидению о нем, как о человеке, напавшем на нее», — отметил защитник.

Голованов также подчеркнул, что уже осужденные за тот разбой или оговорили Иванова, или не давали показаний против него. Так, Большаков заявил, что в нападении принимал участие некий Вадим неславянской внешности ростом 175 сантиметров. Киржаков в суде сказал, что никогда не слышал фамилию Иванова. А на встрече незадолго до нападения присутствовали несколько человек, но Вадима Иванова среди них не было.

«Мне кажется, что Ольга Владимировна стала потерпевшей дважды. Один раз от нападения, а второй — когда уверовала в достоверность информации, предоставленной следственными органами и СМИ. При таких обстоятельствах прошу вынести оправдательный приговор», — завершил свою речь Голованов.

Гособвинителю Алексееву было что ответить.

«Сторона защиты скептически относится к речевым характеристикам. Но потерпевшая сказала, что дефекты речи и косоглазие она опознала исключительно на основании своего личного восприятия», — развел руками прокурор.

Большаков же, по его словам, опознал Иванова в ходе очной ставки (которую суд признал законной) как лицо, которое напало на потерпевших. Однако в ходе судебного разбирательства он не опознал главу Колпино.

Ольга Макина следила за происходившим с первого ряда. Она тоже основательно подготовилась к прениям, расписав свою речь на нескольких листах.

«Разыгранный защитой спектакль был рассчитан на публику! Я вижу его (Иванова) в суде длительное время и уверенно могу сказать, что это этот человек вырывал у меня сумку. Его лицо тогда находилось прямо передо мной. Это не выдуманная история, а реальная констатация фактов», — отрезала Макина.

«По поводу того, что я уверовала. Я могу вам сказать, что уже давно ни во что и никому не верю. Я слышала о задержании Иванова на кухне, занимаясь своими хозяйственными делами. И только когда мне позвонила приятельница, я попросила дочь найти в интернете сюжет», — заключила она.

Последнее слово Иванов произнесет 30 ноября. После этого судья Павлова удалится для постановления приговора.

Илья Давлятчин