Posted 15 января 2018,, 16:10

Published 15 января 2018,, 16:10

Modified 30 марта, 21:01

Updated 30 марта, 21:01

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

15 января 2018, 16:10
В спектакле «Белые ночи» зритель открывает для себя молодого и современного Достоевского.

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

В конце декабря прошлого года Русский музей и Городской театр одарили публику спектаклем «Белые ночи» по повести Федора Михайловича Достоевского. Таким образом Центр мультимедиа Русского музея продолжил уникальный театрально-музейный проект, который уже вполне оформился и даже получил название «ДраММатика», что означает соединение драмы, музея и мультимедиа. Ранее в Западном павильоне (Кордегардии) Инженерного замка уже проходили театральные спектакли — например, «Шинель» по Гоголю в октябре 2017 года.

Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова тогда же сформулировала в общих чертах концепцию проекта — в пространстве Западного павильона возможны только те постановки, которые связаны с этим местом, с образом Санкт-Петербурга и представителями мира искусства. А Достоевский, как известно, в Инженерном замке обучался военной топографии, выйдя из него в чине инженера-подпоручика. Кстати, отсюда такая топографическая точность при описании города в его произведениях. Так что и «Белые ночи», и Достоевский, и Добужинский, создавший иллюстрации к «Белым ночам», вполне органично соединились в «ДраММатике» Центра мультимедиа Русского музея.

В ту пору, когда «Белые ночи» были опубликованы (1848 год), писатель был вполне молодым еще человеком — 27 лет. Каторга еще не сделала из него того мыслителя и писателя, которому сейчас поклоняется весь мир. Тем не менее, «Белые ночи» — «сентиментальный роман», в котором уже есть и надрыв, и неразделенная любовь, и одиночество, и «слезы в одиночку, и речи в уголку вдвоем». Это же Достоевский! Как же иначе?

Представьте себе: все вышеперечисленное может быть легким, смешным, комичным и милым, как горести маленьких детей. Повествование превращается в акварель, написанную легкой кистью по мокрой бумаге, мрачный и сырой Петербург вдруг становится живым и легкомысленным. А боль разбитого сердца и душевных терзаний выплеснулись в иллюстрации Мстислава Добужинского, отражаемые в окнах Кордегардии, и финальные слезы главного героя.

Зритель открывает для себя молодого и современного Достоевского, портрет которого красуется на футболке главного героя «Белых ночей» — Мечтателя (актер Иван Чепура). А он почти так же молод, как те, кто сидит в зрительном зале, и чувства его вполне понятны и почти осязаемы. Во всяком случае — многим знакомы. Поэтому и диалог с аудиторией у актеров Городского театра складывается без затруднений.

Это прочтение Достоевского кажется невероятным и неожиданным. Создателям постановки удалось открыть и показать свежесть юности со всей ее наивностью и жаждой чувств. В словах и действиях героев найден новый смысл и мотивы, которые, казалось бы, были очевидны — не понятно только, почему раньше этого ускользало из виду.

Интонация и поведение Мечтателя — современны, как и его костюм. Хотя надо сказать, что этот персонаж актуален для любого времени: почти два века назад он часами придумывал себе жизнь, сидя в своей каморке. Сейчас таких мечтателей полным полно перед мониторами компьютеров, планшетов и прочих гаджетов. Глядя на счастливые фотографии обитателей соцсетей, они тоже думают, что где-то у кого-то проходит прекрасная и увлекательная жизнь, окутанная парами вейпа…

Мечтатель хочет перемен, он готов к ним, поэтому и влюбляется в случайно встреченную Настеньку (актриса Анна Христич), «посаженную на булавку» Бабушкой (Екатерина Черепанова). Стоит отметить, что этот дуэт в спектакле особенно комичен и ярок. Образ Бабушки — почти карикатура, почти штамп, но умело скроенный и поставленный в нужном месте.

Настенька, естественно, тоже любит и мучается из-за благороднейшего молодого человека — Жильца (Владимир Петров), снимавшего мезонин в доме Бабушки. Мечтатель терзаем Настенькой, Жилец занят поисками хлеба насущного, а Бабушка — размышлениями о пристойности книг и современных нравах, которые, судя по всему, ей не чужды. Начавшись практически с фарса, к финалу действо взрослеет и мрачнеет, смолкает смех, наворачиваются слезы.

Да, без драмы Достоевский был бы невозможен. Но драма ли это? Все счастливы, за исключением Мечтателя. Хотя, может быть, и он счастлив своей жертвенностью и страданием? Если с блаженством и благодарностью вспоминает несколько встреч с Настенькой даже через пятнадцать лет…

«Для актеров Городского театра это был учебный дипломный спектакль, выпущенный весной 2016 года. Режиссер постановки Борис Наумович Голубицкий предложил „Белые ночи“ Достоевского, и это предложение нашло отклик у студентов курса профессора Сергея Дмитриевича Черкасского, из которых потом сложилась труппа Городского театра. На мой взгляд, вся история „Белых ночей“ — очень легкая, и очень хорошо, что спектакль решен в такой почти бунинской стилистике. Как мне кажется, там прекрасно сплетена поэзия с реальностью, найден очень интересный способ существования. И он вполне родной для Достоевского. Нет ощущения, что язык постановки спорит с писателем. Если бы спектакль шел вразрез с автором, то он не состоялся бы», — рассказала художественный руководитель театра Наталья Лапина.

Она отметила, что в Западном павильоне Инженерного замка — волшебная атмосфера, хотя эта театральная площадка еще не вполне обжита. «Наполнение этого пространства мы восприняли как нашу новую задачу. Надеюсь, что спектаклем „Белые ночи“ мы начали создавать его историю. Возможно, наш театр сделает уникальный проект — специально для этого места», — сообщила Наталья Лапина, добавив, что театр уже обсуждает эти планы с руководителем Центра мультимедиа Русского музея Светланой Бирюковой.

Скорее всего, проект будет камерным, потому что создатели и идейные вдохновители «ДраММатики» избегают модной сейчас зрелищности, выдвигая на первый план классическую литературу и драму. «Средства мультимедиа в последнее время стали настолько часто и много использоваться во всех сферах искусства, что подчас убивают смысл какого бы то ни было культурного явления. Надеюсь, что мы найдем новые спектакли, имеющие в своей основе истинно петербургский дух, а наши возможности мультимедиа обеспечат им ненавязчивый фон», — подчеркнула Светлана Бирюкова.

Юлия Иванова