Война глазами молодых

Во время подготовки к спектаклю «Когда мы были молодыми», посвященному победе в Великой Отечественной войне, артисты искали материалы в семейных архивах и общались с правнуком Юрия Левитана.


© Фото Оксаны Ковтун, предоставлено пресс-службой Театра Эстрады

В День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, артисты театра Эстрады имени Аркалия Райкина представят спектакль «Когда мы были молодыми…» в постановке Юрия Гальцева.

Художественный руководитель учреждения часто повторяет, что для него нет праздника важнее и дороже Дня Победы. Все начинается с детства.

«Мой отец — руководитель большой строительной организации в Кургане — каждый год 9 Мая устраивал для наших местных ветеранов праздник, — вспоминает Гальцев. — На двух больших автобусах он вывозил их за город. А меня брал с собой. До сих пор не могу забыть: лес, палатки, у костра сидят фронтовики — еще молодые и сильные, поют свои песни, а я играю для них на баяне».

Песни, услышанные артистом в далеком детстве, и легли в основу музыкального спектакля «Когда мы были молодыми…», премьера которого состоялась в мае 2015 года.

В тот год наша страна отмечала 70-летие Победы, и многие отечественные театры решили пополнить свой репертуар спектаклями военной тематики. Но постановку Гальцева «военной» не назовешь. Его спектакль разительно отличается от того, что сейчас принято ставить, писать, снимать и даже говорить о Великой Отечественной войне.

Он не о горе и страданиях, которые принесла война. Да и не о войне вовсе. Добрый, светлый, порой очень веселый, спектакль Юрия Гальцева в первую очередь посвящен тому удивительному поколению, которое подарило нам мир и победу.

Какими они были — юноши и девушки, ушедшие на фронт? Они умели любить свою страну бескорыстно и беззаветно, они искренне верили в светлое будущее, а самое главное — умели радоваться жизни во всех ее проявлениях. Какие герои — такой и спектакль.

По форме постановка Гальцева представляет из себя серию миниатюр. За два часа перед зрителем проносится целая череда коротких историй: это зарисовки из жизни совсем молодых людей до войны, во время и после.

Начинается спектакль с музыкального номера на песню «Студенческая». На сцене — юноши и девушки, они куда-то едут, спешат, торопятся, они уверены, что перед ними долгая дорога — жизнь. Песню о молодых студентах большой страны исполняет актриса Анастасия Кастрица, и для нее этот номер, конечно, испытание. Дело тут не в сложности музыкального материала. Во время войны эту песню пел ее дед — заслуженный артист РСФСР Леонид Кострица. Он участвовал в сражениях. А после того, как получил ранение, с концертами выступал перед бойцами на фронте.

Многие музыкально-танцевальные номера (например, на песню Клавдии Шульженко «Точно!») ассоциативно напоминают добрые и наивные советские комедии 1940-1950-х годов. Потому вдруг появившиеся на сцене «немцы» вызывают у публики смех, а не страх. Они изображены иронично, почти карикатурно. Это, в общем, тоже традиция советского кинематографа. Но, по словам некоторых актеров, первоначально задумка Гальцева очень их удивила.

«Когда Юрий Николаевич рассказал нам о своей идее и дал понять, что он видит постановку позитивной и радостной, многих это внутренне смутило, — призналась актриса театра Анастасия Ткаченко. — Сейчас я понимаю, что он был прав. Да, люди во время войны испытывали боль, страх, они теряли близких и друзей. Мы можем лишь попытаться представить масштаб этих страданий. Но ведь эти люди были так же молоды, как и мы. Вопреки всему они желали жить, они любили, они радовались и верили в победу».

Один из самых запоминающихся номеров спектакля — «Пионерки». Девочки в красных галстуках задорно исполняют песню «Пуговка» — о бдительном Алешке, нашедшем у границы пуговицу фашиста-диверсанта.

Смех в спектакле резко контрастирует с драматическими сценами: танец-воспоминание девушки из блокадного Ленинграда — тоска о ее любимом человеке; сцена еврейской свадьбы, участники которой совсем скоро погибнут в огне войны.

Открытием спектакля стал актер Александр Шпунгин. Именно ему приходится эмоционально «делить» постановку на периоды до и после: его роль — «голос» Юрия Борисовича Левитана, человека, с которым вся страна переживала испытания эпохи. Повторить выступление легендарного диктора — задача, конечно, непростая, но интонационно попадание получилось довольно точным. Во время подготовки к роли артист познакомился с правнуком Левитана, который очень помог театру — предоставил уникальные видеоматериалы, сохранившиеся в семейном архиве.

Вообще, в создании спектакля немалую роль сыграли родственники самих артистов, откликнувшиеся на идею Гальцева. Часть редкого музыкального материала была «найдена» в их семейных архивах, на старых грампластинках. Поэтому песни, звучащие здесь — из тех, что сейчас не на слуху, но были очень популярны в довоенное и военное время.

А еще при создании постановки были использованы подлинные письма и воспоминания фронтовиков. И самые пронзительные сцены спектакля — документальны. В них молодые актрисы по очереди читают со сцены отрывки из дневников своих сверстниц, молодых девушек, в чью жизнь ворвалась война и забрала самое дорогое.

Но жизнь все равно сильнее, и ее победа отражена даже в композиции спектакля. Он заканчивается так же, как и начинался — музыкальным номером, во время которого на сцене оказываются почти все артисты театра. Они вновь счастливы и полны надежд, они гуляют по заснеженному городу, а звучащая в исполнении Анастасии Кипиной и Карена Галстяна песня «Зимний Ленинград» о занесенной пургою Неве — посвящение любимому городу, выстоявшему и победившему.

Недавно ушедший от нас Михаил Задорнов говорил, что юмор помогает нам «пережить». Думается, чувство юмора — это то, что не в последнюю очередь помогло России победить. Как здесь не вспомнить артистов концертных бригад и фронтовых театров, которые рисковали своей жизнью, просто чтобы поднять настроение бойцам, скрасить им тяжелые военные будни. Этот спектакль во многом — память о людях, которые позволяли измученным войной солдатам лишний раз улыбнуться.

Возможно, кого-то из зрителей спектакля смутит «не трагический» тон художественного произведения о Великой Отечественной войне. Но ведь здесь очень важно не уйти в пошлость, чтобы чувство юмора сочеталось с чувством такта и хорошим вкусом. В постановке Театра Эстрады все выдержано: есть шутки, но добрые и безобидные, есть и боль утраты, но с проблеском надежды.

Этот спектакль создавался с любовью и уважением к людям, на чью долю выпало испытание войной. После просмотра остается очень светлое ощущение. В этом заслуга не только режиссера, а в первую очередь тех, кто стоит на сцене — молодых артистов, выпускников курса Юрия Гальцева.

На спектакль «Когда мы были молодыми…», наполненный атмосферой той далекой эпохи, добрым юмором и песнями, стоит прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть новую труппу Театра Эстрады.

Валерия Троицкая

Подробнее — на сайте «Петербургский авангард».

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.