Posted 10 февраля 2018,, 07:00

Published 10 февраля 2018,, 07:00

Modified 30 марта, 20:45

Updated 30 марта, 20:45

Библейский наивизм Марка Шагала

10 февраля 2018, 07:00
При всей сакральности библейской темы художник выписывал ее образы как нечто очень простое и родное, будто подсмотренное когда-то из окна своего витебского дома.

В центре «Арт-банк» проходит выставка работ Марка Шагала La Bible. На экспозиции представлены 12 эскизов к витражам синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме и 40 литографий, иллюстрирующих Библию. Работы собраны из частных европейских коллекций. В оформлении выставки представлены тексты из Библии Синодального перевода как пояснения.

Шагал родился в 1887 году в Витебске, учился в местном четырехклассном ремесленном училище и в художественной школе Юдэля Пэна. Чтобы научиться рисовать, он в 1906 году переехал в Петербург, где два сезона занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, возглавляемой Николаем Рерихом. В 1909—1910 году Шагал учился под руководством Льва Бакста.

В 1910 году на денежное пособие депутата Максима Винавера молодой художник поехал в Париж. За границей он продолжил учиться и познакомился с живописцами, графиками и поэтами-авангардистами.

Спустя четыре года творец вернулся в Витебск. Однако уже в начале 1920-х годов Шагал отправился в Германию, где в течение года в мастерской гравера Германа Штрука осваивал тонкие приемы офорта, сухой иглы, ксилографии и акватинты. Литографский камень или медную дощечку он называл талисманом, на котором художнику дано отобразить свои печали и радости. И в литографии, и в гравюре главным мастер считал чувство нерва, а ремесленную ловкость — второстепенной.

Первые цветные литографии Шагала иллюстрировали сказки сборника «Тысяча и одна ночь», красочные и яркие в соответствии с колоритными образами Востока. По сравнению с ними литографии к Библии более спокойны и монохромны, в них делается акцент на содержание. Собственно, мастер считал их не иллюстрациями, а скорее повествованием с зарисовками. Герои рисунков напоминают образы из витебского детства художника, которые позже он воплощал через призму еврейского фольклора, но при этом в них есть библейская эпичность.

В 1923 году Шагал переехал в Париж по приглашению издателя Амбруаза Воллара, а в 1937 году получил французское гражданство. На протяжении 1930-х годов и в первые годы после войны создал 105 офортов, гуаши и рисунки к Пятикнижию, книге Иисуса Навина, Судей, Пророка Самуила и Царств, текстам пророков Исайи, Иеремии и Иезекииля. Станковая графика увлекала художника с молодости как лаконичный и мобильный способ донести идею до большого числа людей.

Шагал также изображал библейских персонажей в стенописи, в керамике. В начале 1930-х годов он получил заказ от Амбруаза Воллара на изготовление иллюстраций к Ветхому Завету. Но художник хотел не только анализировать текст, но и проникнуться его сущностью. Поэтому он совершил паломничество по Палестине, Сирии и Египту, то есть по всем ключевым местам ветхозаветных преданий.

Шагал любил вносить национальные мотивы в живописные, графические и литературные произведения. Ведь мастер воспитывался в религиозной семье, а один из его предков еще в XVIII веке тоже был художником и расписывал синагогу.

С 1950-х годов он создавал витражи для синагог, кирх и католических соборов по всему миру, а в 1959 году получил заказ для Хадасса. По эскизам, сделанным для витражей, была создана серия литографий. Законченная работа экспонировалась с июня 1961 по февраль 1962 на выставке в Париже.

Синагога Хадасса расположена на Иудейских холмах на западе Иерусалима. По проекту ее должны были освещать 12 окон по всему периметру, и в каждом был витраж, решенный в одном из четырех основных цветов с использованием различных оттенков.

Марк Шагал считал синагогу венцом «еврейского царства», а витражи в окнах — драгоценными камнями, которые его украшают. Художник начинал их с карандашных эскизов, затем переходил к рисунку тушью, далее — к акварели и гуаши. Только потом он приступал к работе над стеклами.

Библейский цикл увидел свет в 1955 году. В 1956 и 1960 годах эти работы были выставлены в Париже, где по-настоящему впечатлили французское общество. Позже, в 1973 году, в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала под названием «Библейское послание». В предисловии к каталогу этого события художник написал, что всегда считал Библию самым большим источником поэзии всех времен и искал ее отражение в жизни и искусстве.

Кстати, в 1973 году Шагал также побывал в Москве, после долгих лет жизни за рубежом и замалчивания его имени в России. Он подарил Третьяковской галерее 70 своих графических листов. А первая его персональная выставка на родине состоялась в 1987 году, когда мастера уже не было в живых.

Шагал освещал не только библейские мотивы, но и реальные трагедии еврейского народа, например, «Хрустальную ночь» (картина «Белое распятие»). И все это делалось в его характерной манере.

На выставке зритель может увидеть такие знаковые образы и эпизоды, как Ангел-наставник, Ангел с мечом, Ангел Рая, Сотворение мира, история Адама и Евы, Каин и Авель, Моисей, скрижали с десятью заповедями и многое другое.

Разумеется, Марк Шагал — художник для определенного зрителя. Те, кому важна аутентичная и достоверная красота природы, человеческого тела, приметы эпохи, а также те, кому ничего не говорят термины из сферы печатной графики, могут не оценить его творчество. Ведь его графика порой красочностью и условностью черт напоминает детские рисунки, что, вероятно, объясняется стремлением сохранить связь с корнями на многолетнем творческом пути. При всей сакральности библейской темы художник выписывал ее образы как нечто очень простое и родное, будто подсмотренное когда-то из окна своего витебского дома.

Не все ценители живописи и графики любят такую манеру, зато ее полезно будет изучить нашим воцерковленным современникам, которые привыкли воспринимать религию как что-то грозно нависающее над человеком и требующее только «запретить» и «покарать». Легкий и непосредственный тон, в котором говорит о ней Шагал, возможно, смягчит подобные представления.

Выставка будет работать до 1 марта.

Людмила Семенова

Фотографии смотрите на сайте «Петербургский авангард».