Posted 14 февраля 2018,, 17:45

Published 14 февраля 2018,, 17:45

Modified 31 января, 18:30

Updated 31 января, 18:30

Кириенко закрыли глаза и уши

14 февраля 2018, 17:45
В «дочке» «Росатома» на протяжении 7 лет воровали миллионы рублей. Все можно списать на «неустановленных лиц».

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга вынес приговор по делу многомиллионных хищений у «дочки» «Росатома» — АО «ТВЭЛ». На скамье подсудимых оказалась бывший директор департамента нормативно-правового обеспечения компании Ольга Никонова. Она обвиняется в совершении преступлений по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Стоить напомнить, что АО «ТВЭЛ» входит в состав Топливного дивизиона госкорпорации «Росатом». Компания обеспечивает ядерным топливом 74 энергетических реактора в России и 15 странах Европы и Азии, 30 исследовательских реакторов в мире, а также все транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном дочкой «Росатома».

По версии следствия, с 2007 по 2013 год юрист «ТВЭЛа» Ольга Никонова заключила ряд договоров с несуществующими юрлицами на периодическое обновление справочных правовых систем по завышенным ценам. Однако фактически системы установлены не были. Несмотря на это, Никонова якобы согласовывала подписание финансовых документов на перечисление денег фирмам-однодневкам. В дальнейшем переведенные 108 млн рублей были похищены.

В материалах уголовного дела говорится, что Никонова, работавшая в компании с 2003 года, действовала не одна. Но установить ее сообщников следователи не смогли. Все скрылось за формулировкой «неустановленные лица».

В деле фигурирует два эпизода — один связан с компанией «Инфотех», другой — с фирмой «Инфотрейд». Оба юридических лица не осуществляли никакой деятельности. На их расчетные счета в итоге поступило около 27 и 81 млн рублей соответственно.

В уголовном деле Никоновой в 2016-м СМИ искали отсылки к Сергею Кириенко, который в тому году стал первым замглавы Администрации президента. Журналисты сообщали, что следователи даже могут нагрянуть в кабинет бывшего руководителя «Росатома», поскольку в госкорпорации, по их версии, не могли не знать о том, что происходит в ее «дочке» на протяжении 7 лет. Сообщалось и о том, что Никонова не может все говорить, ведь тогда ей придется обвинить очень высокопоставленного человека.

Но все это — скорее из разряда домыслов. Факт же в том, что в январе 2015-го юрист уволилась из компании, а в октябре того же года была привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу. Правда, сразу задержать женщину силовикам не удалось — Никонова исчезла и была объявлена в федеральный розыск. Полиция задержала юриста в Выборге Ленинградской области — в поезде, который направлялся в Финляндию. После этого Никонову поместили в СИЗО.

Изначально дело должно было рассматриваться в Нагатинском суде Москвы, однако инстанция отдала его в Петербург. Никонову в январе 2017 года этапировали в Северную столицу в СИЗО номер 5. 40 томов уголовного дела принял Петроградский районный суд, который в итоге рассматривал их больше года. По данным «Росбалта», в суд из столицы приезжали порядка 15 свидетелей (всего их было больше 40).

Никонова в ходе разбирательства не признала вину, пояснив, что не знала о фиктивности компаний, которые должны были установить правовые системы.

Сторона гособвинения ей не поверила и попросила приговорить подсудимую к 6 годам колонии. Приговор назначили на 14 февраля.

В день всех влюбленных Ольгу Никонову под конвоем доставили в зал суда. На ее запястьях блестели наручники, в руках была тряпичная сумка. Судья Алена Смелянец с первых минут приговора дала понять, что у обвиняемой нет шансов на оправдание: «Суд нашел вину доказанной». Шум с улицы практически не давал шанса расслышать цельное предложение. Скороговоркой были зачитаны доказательства, в том числе материалы об обыске по месту работы Никоновой. Компьютер АО «ТВЭЛ» осмотрел специалист, но необходимых систем там не нашел.

«Признать виновной», — продолжала Смелянец. Мимоходом стало известно, что суд объединил два эпизода в один. Отсутствие судимости, престарелая мать и положительные характеристики с места работы не смогли перевесить тяжесть преступления.

«Никонову признать виновной и назначить наказание в виде 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима», — огласила приговор судья Алена Смелянец.

Также удовлетворен гражданский иск на 107 млн рублей.

В свою очередь, адвокаты Никоновой сказали «Росбалту», что приговор, скорее всего, будет обжалован.

Илья Давлятчин