Posted 6 марта 2018,, 14:30

Published 6 марта 2018,, 14:30

Modified 30 марта, 20:31

Updated 30 марта, 20:31

«Оргия»: смотреть и не дышать

6 марта 2018, 14:30
Реставраторам русского музея удалось реанимировать полотно, которое почти 100 лет пролежало, заклеенное грубой оберточной бумагой прямо по краскам. Об этом сняли фильм.

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать».

Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

Картина Вильгельма Котарбинского «Оргия» (1890-е годы) была написана в Киеве и приобретена Александром III (1845-1894). То, что этот шедевр — сам по себе огромная редкость и в прямом (картина очень большая — три на пять метров), и в переносном смысле, понятно всем.

Его возвращение к свету и цвету — не меньшее чудо. Даже в генеральном каталоге Русского музея «Оргия» была представлена лишь черно-белой фотографией начала 1900-х годов. Но еще более удивительно то, что реставраторам удалось реанимировать полотно, которое почти 100 лет пролежало накатанным на вал в запасниках Русского музея, заклеенное грубой оберточной бумагой прямо по краскам.

Именно об этом рассказывает фильм, подготовленный службой «Виртуальный Русский музей». Специалисты службы и раньше создавали видеоролики к выставкам, но в основном — для того, чтобы дополнить информацию о выставляемых картинах.

«Сейчас мы стремимся к тому, чтобы музейный фильм был живым и остро актуальным. Эту задачу мы себе ставим последние три-четыре года. Хочется показать живую музейную жизнь как она есть. Реставрация очень сложных вещей — это всегда открытие во всех отношениях, включая технологические вопросы. В каждом музее — своя школа, свои традиции, свои секреты. Мы ведем зрителя в святая святых, в реставрационные мастерские, где происходит чудо сохранения искусства», — рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» и автор сценария фильма Светлана Бирюкова.

Уникальные реставрационные работы длились более полугода, сообщила она. Реставраторы работали с картиной без перчаток, поскольку именно так — ощущая полотно кончиками пальцев — они могли осторожно, слой за слоем, стереть с поверхности картины приклеенную бумагу. К сожалению, столь же совершенный и чувствительный инструмент, как человеческие руки, для этих работ в мире еще не изобрели.

Этот удивительный и трудоемкий процесс показан в фильме «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать» поэтапно, ясно и доступно. Его основная интрига — в том, что изначально не было ясности, каково состояние живописи под слоем толстой бумаги, приклеенной к полотну. При этом совершенно неразрешимой представляется другая головоломка — зачем картина была так грубо законсервирована? Возможно, именно вынужденный вандализм уберег ее от полного уничтожения и забвения…

«В тридцатые годы прошлого столетия в нашей стране прочно укоренялся тоталитарный режим, не совместимый со свободой творчества. Сюжет „Оргии“ Котабринского — весьма вызывающий и неприличный в тех условиях. В то время многие музейщики спасали шедевры от ярости властей разными способами: бывали случаи, когда неугодные полотна расписывали сверху другой живописью, прятали по чердакам. Может быть, с этой картиной произошла такая же история», — рассказала Светлана Бирюкова.

Судя по толщине бумаги и клея, картину хотели закрыть так, чтобы никто не мог разглядеть, что на ней изображено. И чтобы снять этот защитный слой, реставраторам пришлось выработать специальный метод.

Гигантское полотно площадью 15 квадратных метров было вычищено буквально подушечками пальцев трех петербургских реставраторов — Марата Дашкина (руководитель проекта), Наталии Романовой и Марии Солдатенковой.

Они размягчали приклеенную бумагу специальным раствором целлюлозы. Тяжелый, кропотливый, но благодарный труд, находки и открытия специалистов в процессе восстановления шедевра, — все это удалось запечатлеть в фильме Русского музея.

«Надо сказать, что реставратор не может делать то, что он хочет. Он постоянно в контакте с коллегами: открыв что-то в картине, он созывает совещание с экспертами. Этапы реставрации, направление, в котором она пойдет дальше — это всегда коллективное решение. Наш фильм рассказывает об этом процессе. Безусловно, мы сделали научно-популярное кино, но при этом там есть игровой элемент, потому что ежедневная работа реставраторов — достаточно тяжела и, на первый взгляд, монотонна. Посетитель музея видит результат: прекрасную, чистую, блестящую живопись в золотой раме. Но этому предшествует длительный и напряженный реставрационный процесс, когда реаниматоры произведения искусства буквально по миллиметрам продвигаются к той идеальной картине, которую видят посетители. И об этом мы снимали наш фильм», — отметила Светлана Бирюкова.

В России такой кинорассказ — пока новинка, тем более, что запечатлеть уникальную реставрацию, как в случае с полотном Котабринского, — тоже редкая удача. Дело в том, что такие проекты не каждый день случаются. Тем труднее задача для кинематографистов, решившихся на профессиональный подвиг, не говоря о технической сложности съемок реставрационных работ.

И специалистам «Виртуального Русского музея» удалось сделать это зрелищно, но со вкусом, музыкально и даже поэтично. В фильме звучат воспоминания современников художника, сопровождаемые прекрасной музыкой Михаила Огинского.

Лента не стала просто сухим научным документом с констатацией фактов, она интересна и лирична. Каждый посетитель музея, побывавший на выставке и посмотревший фильм, откроет для себя удивительный мир реставрационной мастерской, заглянет в эпоху Котабринского, узнает что-то новое об истории его жизни и творчества.

По словам Светланы Бирюковой, в перспективе служба «Виртуальный Русский музей» планирует снимать фильмы, которые будут не только интересным рассказом об искусстве и реставрации, но и учебным пособием для реставраторов в других российских городах, имеющих свои музейные собрания и богатую историю — например, Вологде, Великом Новгороде, Пскове и других.

Несмотря на блестящую работу реставраторов Русского музея, картина Котабринского, восставшая из небытия, не транспортабельна. «Она пожизненно считается больной — над ней лучше не дышать. Возможно, ее введут в постоянную экспозицию музея. „Оргия“ представляет собой так называемое салонное искусство. Эту живопись осуждали не только при советской власти, но и ранее, поскольку она считалась пошлой, коммерческой, безыдейной. Но картина Котабринского очень сильно выделяется в этом ряду: она эффектная, сочная, роскошная, прекрасно написана. Это — не искусственная античная сцена, а наполненный жизнью сюжет. Там нет и намека на пошлость!» — рассказала Светлана Бирюкова.

Поэтому сейчас, возможно, у посетителей Русского музея есть уникальная возможность увидеть «Оргию» Котабринского, а заодно посмотреть интереснейший фильм о восстановлении этого (как говорится в фильме) «объекта наслаждения». Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» открыта в Корпусе Бенуа до 2 апреля 2018 года. Там же можно будет воспользоваться бесплатным приложением для смартфонов Artefact с эффектом дополненной реальности.

Юлия Иванова