Posted 17 марта 2018,, 08:00

Published 17 марта 2018,, 08:00

Modified 31 января, 18:48

Updated 31 января, 18:48

Потусторонние силы русской ночи

17 марта 2018, 08:00
Ночь воспринималась на Руси как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны.

В Этнографическом музее проходит выставка «Царство ночи. Образы ночи в русской народной культуры». Она объединяет в себе две составляющие. Первая — документальная. Это размышления о ночи через фотографии, рисунки и предметы быта, связанные с утилитарными приметами времени отдыха, сна и недомогания. Вторая — художественно-мистическая. Она призванную показать отношение русского народа к ночи как к чему-то сакральному, таинственному, потустороннему.

Трепетное и даже тревожное отношение простого народа к образам ночи связано с сочетанием языческого мировоззрения, средневековой науки, христианской картины мира и базовых компонентов народного быта. Ночь воспринималась как символ покоя после монотонной дневной рутины и одновременно — пристанище опасности и тайны. В конце XIX — начале XX века такие убеждения сохранялись в основном в селах и провинциальных городах.

Среди экспонатов можно увидеть постельные принадлежности — наволочки, покрывала, наматрасники, а также «дерюжки» — детские одеяльца, подзоры, появившиеся в русской деревне одновременно с кроватью, получившей распространение в зажиточных домах во второй половине XIX века, как и детская колыбель.

Раньше крестьяне пользовались подушками и матрасами, набитыми соломой и обтянутыми грубой льняной материей, а вместо одеял укрывались старой шубой. Спали на лавке, которая крепилась к стене, — к ней приставляли скамью с перекидной спинкой. Детскую люльку подвешивали под потолок на длинной палке и защищали пологом, а также клали в нее различные обереги, отгоняющие от ребенка злые силы. Но в княжеских и боярских семьях кровати не были диковинкой уже в XVII веке.

К экспонатам прилагаются также тексты заговоров, которые полагалось прочитать перед сном. Крестьяне просили у высших добрых сил защиты от темных и опасных духов. Особенно важны были колыбельные, призванные уберечь младенцев от «ночницы» (так в старые времена называли бессонницу).

Выставка реконструирует крестьянское жилище со всеми атрибутами отхода ко сну. Можно увидеть даже рукомойник и лохань, в которых люди непременно умывались утром и вечером. Ведь считалось, что к чистому не пристанет дурное.

На экспозиции можно увидеть, как обустраивали ложе для молодоженов в первую ночь супружества, — снопы ржи и овса клали на кровать с пожеланиями богатства и рождения детей, уздечка символизировала крепость брачных уз, талисманами от злых сил были ножи, кочерга, полено. Рядом ставили кадки с зерном или мешки с мукой — залог будущей сытой и обильной жизни семьи. Украшали кровать белые простыни с причудливо расшитыми подзорами. Люди считали, что именно в брачную ночь закладываются основы будущей жизни новой семьи и ее потомства.

Кроме того, ночи приписывались целительные силы, удобные для проведения магических обрядов, которые защищали людей от эпидемий и мора скота. Согласно одному из них, женщины на протяжении ночи ткали холст для «обыденной ткани». Его вешали на кресты, на сельские храмы, или раскладывали вдоль дорог, по которым могла прийти болезнь. Ткань должна была впитать хворь, а затем ее сжигали. На выставке показан сам холст и инструменты для пряжи и ткачества.

И конечно, одно из самых романтических предназначений ночи в понимании русского народа — это гадания и чудеса. Согласно древним календарям, именно ночи приписывался шанс узнавать будущее, толковать сновидения, общаться со сверхъестественными силами через сакральные предметы. Для этого нужно было уединиться в таких местах, где могла селиться нечистая сила. Самыми могущественными волшебными свойствами наделяли те ночи, которые приходились на канун главных христианских праздников — Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи и Рождества Иоанна Крестителя (ночь на Ивана Купала). Люди верили, что в это время луна и звезды светят ярче, на землю приходят души предков, вода в водоемах становится целебной, распускаются удивительные растения, дарующие знания, а также именно в эти ночи можно обнаружить самые драгоценные и древние клады.

Эту часть выставки иллюстрируют символы и атрибуты празднований и обрядов — кадило, зеркала, подсвечники, пасхальные яйца, пряничные рождественские козули.

Но наши предки видели в ночи и темную сторону магии, которая особенно расцветала в дни Святок (две первые недели января). В это время на землю якобы приходили злые духи из потустороннего мира. Чтобы справиться со своими страхами перед необъяснимым, молодежь изображала «бесовских ряженых». Парни и девушки наряжались в одежду из рогожи, закрывали лица масками, а потом пугали односельчан.

Несомненным украшением выставки являются литографии Бориса Забирохина, художника-графика из Петербурга, чьей излюбленной темой являются мистика, фантазии и языческие древние образы. Он хорошо знаком с народными верованиями и жуткими легендами. Художник передает их в своей графике с особой душевностью. На этих литографиях, гротескных и в то же время живых, можно увидеть русалок, кикимор, водяных, упырей, оборотней, леших, домовых. И кажется, что художник передал их облик очень близко к представлениям народа.

Также на выставке показаны фотографии и интерактивные презентации, из которых можно узнать, как русский народ толковал устройство Вселенной, назначение Луны, Созвездий и планет.

Эта красивая экспозиция вызывает воспоминания о потаенных страхах, мечтах и фантазиях, благодаря которым даже в такой стремительный и технологичный век мы сохраняем общность с нашими предками — с особыми чувствами ждем новогодней ночи, любим «пощекотать нервы» в Хэллоуин, любуемся звездным небом и перед сном думаем о самом сокровенном.

Посетить выставку петербуржцы смогут до 25 марта.

Людмила Семенова

Фотографии с выставки смотрите на сайте «Петербургский авангард».