Posted 27 марта 2018,, 12:35

Published 27 марта 2018,, 12:35

Modified 30 марта, 20:19

Updated 30 марта, 20:19

Дверь, ведущая в Кемерово

27 марта 2018, 12:35
Школы Северной столицы могут повторить судьбу «Зимней вишни». Просто потому, что образовательные учреждения пытаются выполнить инструкции ФСБ.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года четко прописано, что образовательные организации обязаны создавать безопасные условия для учащихся и работников.

Сайты петербургских учебных заведений в полной мере раскрывают то, как они заботятся о здоровье детей. Все документы находятся в открытом доступе, главное — найти их.

На порталах практически всех школ, колледжей и лицеев имеется раздел «Антитеррористическая защищенность». Помимо ссылок на федеральный закон «О противодействии терроризму», распоряжения комитетов и рекомендаций силовиков, там можно найти инструкции по противодействию терроризму и тому, что делать педагогам в экстремальных ситуациях.

Вот, например, городской колледж туризма. В его инструкции всем сотрудникам и обучающимся предписано «знать положение федерального закона „О борьбе с терроризмом“ о том, что гражданским долгом каждого является оказание помощи правоохранительным органам в предупреждении, предотвращении и пресечении актов терроризма».

А дальше — интересное.

«Заместителям директора по безопасности и административно-хозяйственной работе (АХР) содержать в порядке чердачные, подвальные и подсобные помещения и запасные выходы из здания колледжа, которые должны быть закрыты и опечатаны».

Аналогичные требования — в гуманитарно-художественной школе «Мирт», Ижорском политехническом лицее, школе № 684. Все это — лишь малый список, который корреспонденты «Росбалта» составили за несколько минут.

Напомним, в сгоревшем кемеровском ТЦ запасные выходы были заблокированы. Люди, спасаясь от огня, прыгали из окон.

У гимназии № 92 на проспекте Тореза на такие случаи есть свой план действий.

«Усилить укрепленность въездов на территорию (воротами, шлагбаумами, противотаранными средствами), входов в здания и помещения, укрепить окна первых этажей металлическими решетками с обязательным оборудованием не менее чем одного окна на комнату распашной решеткой, закрывающейся на замок изнутри. Ключи от таких решеток хранить в помещениях в футляре в опечатанном виде».

Вопрос, успеет ли преподаватель в условиях пожара распечатать футляр, достать ключ и открыть замок, остается открытым.

Окна — вообще отдельная история. В муниципальном округе «Пискаревка» прямо рекомендуют жителям оборудовать их решетками. Безо всяких дополнений.

«Помните: мы несем персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся», — указано в инструкции Санкт-Петербургского политехнического колледжа. И спустя несколько страниц — все тот же пункт о необходимости закрывать запасные выходы. Опечатанными должны быть также пожарные краны, огнетушители и электрощиты.

Зато в колледже в соответствии с планами воспитательной работы много внимания уделяют диспутам и беседам с учениками. Темы следующие: «Сущность патриотизма и его проявление в наше время», «Дисциплинированность и бдительность — в чем выражается их взаимосвязь?», «Сущность терроризма», «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества», «Как террористы и экстремисты могут использовать подростков и молодежь в своих преступных целях?»

В школе № 2 Калининского района запасные выходы должны быть опечатаны за исключением случаев эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций. И на том спасибо.

В некоторых случаях петербургские образовательные учреждения удивительно открыты. Даже чересчур. Все та же школа «Мирт» в инструкциях по безопасности зачем-то указывает национальность своих подопечных. Если верить статистике, большинство учеников — русские. Но есть еще один украинец и два еврея.

В образовательном учреждении признают, что учиться там, мягко говоря, небезопасно.

Та же школа раскрывает, кто стоит за рекомендацией закрывать запасные выходы: «Настоящие рекомендации выработаны службой по борьбе с терроризмом управления ФСБ по городу Москве и Московской области на основе анализа документальных материалов органов МВД и ФСБ России, связанных с расследованием преступлений, с учетом особенностей поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях».

Стоит отметить, что не во всех в школах инструкции об антитеррористической защищенности идентичные. Некоторые отличаются всего одним словом. И слово это — засов. То есть дверь запасного выхода там может быть заперта не на ключ, а на легко открывающуюся задвижку. Так, в документах школы № 223 Кировского района Санкт-Петербурга сказано: «заместитель директора по административно-хозяйственной работе обязан обеспечить исправное состояние всех запасных выходов, которые должны быть закрыты на засовы и опечатаны».

Вопрос в том, как закрыты запасные выходы в петербургских школах. В кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где от пожара 25 марта погибли 64 человека, все дело было в замке.

В комитете по образованию Санкт-Петербурга пообещали изучить ситуацию.

Илья Давлятчин