Posted 15 апреля 2018,, 14:53

Published 15 апреля 2018,, 14:53

Modified 31 января, 19:08

Updated 31 января, 19:08

Энди Уорхол — «истинный американец»

15 апреля 2018, 14:53
Искусствовед Татьяна Юрьева рассказала, кто такой «истинный американец» вне штампов и стереотипов и смог ли стать им Энди Уорхол.

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Противоречия и непонимания между двумя этими культурами стали предисловием и одной из тем лекции, главным героем которой был всемирно известный художник Энди Уорхол — новатор в жанре «коммерческий поп-арт» или homo universale, оказавший огромное, хоть и неоднозначное влияние на будущее мировой культуры. Родившись в семье эмигрантов из Чехии, он всегда стремился стать подлинным американцем. Лекция была направлена на то, чтобы показать, какими средствами ему это удалось и в чем мы ошибаемся, представляя этот образ на свой лад.

Татьяна Юрьева отметила важность такой беседы именно в настоящий момент, когда отношения России и США ухудшились и обострились до предела, обе стороны не желают слышать друг друга и сражаются с придуманными и поддерживаемыми пропагандой образами, а не реальными людьми.

Размышления о творчестве Энди Уорхола актуальны по сей день, потому что образ человека как упаковки товара, марки, бренда, эксплуатируется сейчас даже больше, чем при жизни художника, стремившегося максимально упростить и «удешевить» свои картины и запечатлевать на них самые узнаваемые символы и персоналии.

Получив в Технологическом институте Карнеги в родном Питтсбурге степень бакалавра изящных искусств, Уорхол начинал с оформления витрин. Затем переехал в Нью-Йорк, где работал художником-иллюстратором в таких журналах, как Vogue и Harperʼs Bazaar, занимался рекламой и дизайном поздравительных открыток, метеорологических карт.

Эти работы выставлялись в 1959 году в Галерее Бодли. Соответственно, даже в таком утилитарном и упрощенном жанре Уорхол находил пространство для художественного самовыражения.

С наступлением 1960-х годов любимой техникой Уорхола стала шелкография — способ воспроизведения цветных или монохромных изображений с помощью трафаретной печатной формы. Первые же работы в этой технике прославили его — это были изображения баночек с супом Campbell, а также банкнот в два доллара, которые сейчас можно увидеть в Музее Людвига в Кельне.

Расцвет популярности Уорхола благодаря этим произведениям и следованию избранному стилю говорит о том, что общество принимало штампованные изображения и даже симпатизировало им. Публике понравились плоскостные цветовые пятна и яркая до агрессивности палитра. Это отвечало настроению людей, которые в наступившее мирное и благополучное время тянулись к спокойной жизни, допускающей развитие культа потребления, к сытости, простоте и комфорту. Цвета, используемые Уорхолом (как и другими представителями поп-арта) напоминают о детских фломастерах, предназначенных для досуга, а не для создания сложных произведений. Тем не менее мысли, которые стремился выразить художник, были серьезными.

Из рассказа Татьяны Юрьевой можно узнать, что Уорхол много общался со звездами шоу-бизнеса и часто работал с их образами, а также рисовал политиков. Его портреты были подчеркнуто идеализированы: ретушировались морщины и прочие кожные изъяны, удалялись жировые складки и лишние подбородки, подчеркивалась яркость глаз и губ. Мастер словно предвидел, что много лет спустя, когда в распоряжении богатых окажутся все чудеса пластической хирургии, а простых людей — фотошоп, каждый сможет возомнить себя художником своей красоты.

Но в его понимании воздействие рекламы разрушало сознание общества, люди сами начинали восприниматься как товар массового спроса и должны были соответствовать именно его критериям. Ярким примером этому служит еще одна знаменитая работа Уорхола — «Мэрилин» — портрет кинозвезды, созданный в 1967 году. Он написан светящимися красками кислотных оттенков, художник сознательно выбрал самый узнаваемый и растиражированный ракурс. Эта картина отражает не только рекламную мифологизированность знаменитостей, но и взаимное равнодушие кумиров и поклонников друг к другу. Для своей эпохи портрет Мэрилин Монро является таким же показателем представления о женской красоте и ее месте в мире, как прежде Мадонны, фламандские красавицы или соцреалистические спортсменки.

Татьяна Юрьева представила слушателям углубленный обзор всех этапов творчества Энди Уорхола с наглядными примерами. Также она ответила на два основных вопроса: кто такой «истинный американец» вне штампов и стереотипов и смог ли стать им Уорхол, который посвятил себя именно этим штампам, наглухо отгораживающим от истины.

Лекция была принята тепло неравнодушными слушателями, которые так или иначе все же находятся под слишком большим влиянием пропаганды ненависти к США, причем направленной не столько на политиков этой страны, сколько на атрибуты культуры, которые, нравится это или нет, глубоко внедрились в культуру глобальную, — фастфуд, «Дисней», «Кока-Кола», голливудские блокбастеры, поп-музыка. Все это как раз призвано объединять людей (пусть и в коммерческих интересах), а не сеять вражду.

В заключении Татьяна Юрьева заявила, что талантливые художники во всех странах и на всех континентах всегда обладали способностью предвидеть события. Поэтому именно сейчас они должны объединиться, чтобы защитить культуру, планету и людей от раздутых амбиций политических деятелей.

Людмила Семенова

Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.