Posted 7 мая 2018,, 16:51

Published 7 мая 2018,, 16:51

Modified 31 января, 19:24

Updated 31 января, 19:24

Зуб за царя

7 мая 2018, 16:51
Случайного участника акции «Он нам не царь» арестовали за выбитый полицейскому резец. Задержание на митинге навальнистов помешало свадьбе. Видео тех событий не спасло ситуацию.

«Суд по мере пресечения Цакунова сегодня в 12:00, только что позвонили нашему адвокату. Дзержинский суд Петербурга, зал 19, судья Васюков. Обязательно приходите поддержать», — сообщения с таким содержанием стали распространяться в мессенджерах утром в понедельник.

Михаила Цакунова задержали в субботу во время несогласованней акции сторонников Алексея Навального «Он нам не царь». Вместе с ним в автозаки отправились более двухсот человек. Но эпизод с уроженцем Курганской области сильно выливается из этого ряда.

Цакунова обвинили в применении опасного для жизни или здоровья насилия в отношении сотрудника полиции (часть 2 статьи 318 УК РФ). По версии следствия, от рук молодого человека пострадал младший сержант Сухаруков. ​​Согласно постановлению, Цакунов умышленно и акцентировано ударил правоохранителя рукой по лицу, в результате чего полицейский лишился левого верхнего резца.

В понедельник днем задержанного привезли в Дзержинский райсуд Петербурга. Поддержать молодого человека пришли его друзья, за гласность отвечал с десяток корреспондентов. У последних сразу не сложились отношения с местными приставами. Кстати, не в первый раз.

«В зале остаются семь журналистов», — сразу предупредил собравшихся пристав Давид Мартиросян. В опале мгновенно оказался журналист «Росбалта» и два корреспондента «Медиазоны».

«Выходим из зала», — указал пристав.

Откуда взялась загадочная цифра «7», стражи судебного порядка не пояснили. В зале оставалось полно мест, но тройка корреспондентов, видимо, не давала покоя блюстителям порядка. Претензии Мартиросяна также вызвала камера в руках корреспондента «Медиазоны» — тот якобы заснял пристава, находившегося при исполнении.

«Давайте на выход», — командовал пристав Мартиросян, отказавшийся показать свои документы. Его коллега перешел на блатной язык.

«На пацана-то скажи, что не снимал», — ухмыльнулся он.

Мартиросян, отбросив правила приличия, отказался от вежливого «вы».

«Давай выйдем отсюда», — предложил он.

«Чо непонятного-то?» — не унимался первый.

«Вы вообще сотрудники УФССП?» — удивились гоп-лексикону приставов журналисты.

Звонок в объединенную пресс-службу судов Петербурга несколько исправил ситуацию. Корреспондента «Росбалта» приставы оставили в покое, журналистов «Медиазоны» из зала удалили, поскольку те вели прямую трансляцию меры пресечения. Спустя полчаса пререканий с приставами суд, наконец, перешел к тому, ради чего все собрались.

«Представьтесь. Ваша фамилия, имя, отчество», — обратился к обвиняемому судья Владимир Васюков.

«Цакунов Михаил Сергеевич. 4 января 1993 года рождения. Прописан в городе Шадринск Курганской области», — ответил молодой человек в клетке.

Обвиняемый был одет в синие джинсы, ветровку, на ногах — кеды без шнурков. Из неформальных признаков — татуировка на лице и тоннели в ушах.

«Где и кем вы работаете?»

«Компания „Достаевский“, это доставка».

«Ваше семейное положение?»

«Холост, детей нет».

«Не судимы?»

«Нет».

Дело против Цакунова находится в производстве следователя Центрального района Петербурга Елизаветы Хакимовой. Молодая девушка, одетая в серо-черное платье, с собранными в пучок волосами начала читать ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

«Следствием установлено что Цакунов 5 мая с 17:00 до 17:25 находился на Дворцовой площади, дом 2, куда в связи с нарушением закона о митингах и шествиях прибыл полицейский-водитель мобильного взвода батальона полка ППС, младший сержант полиции Сухаруков. В ходе его задержания для доставления в территориальный отдел полиции и составлении протокола, с целью воспрепятствования этому, применил опасное для жизни и здоровью насилие, а именно нанес не менее одного удара рукой по лицу Сухарукова», — читала с листа Хакимова.

В результате полицейскому была причинена физическая боль, а также он лишился одного зуба.

«Таким образом, Цакунов нарушил нормальную деятельность органов власти», — чеканила следователь.

Далее последовали стандартные формулировки: уроженец города Шадринска может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься противоправной деятельностью.

«Он обвиняется в совершении дерзкого преступления по своему характеру, которое представляет повышенную общественную опасность, направленную против государственной власти и порядка управления, что указывает на деформацию моральных ценностей Цакунова, пренебрежительное отношение к представителям власти», — резюмировала Хакимова.

В материалах дела перечислен ряд «подвигов» обвиняемого — он ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртного в общественных местах и многократное распространение печатной продукции с рекламой сексуальных услуг.

«А что это были за журналы?» — удивился Владимир Васюков.

«Ну в пробках раздавал их», — ответил тот.

«Ну вот вас привлекали многократно. Штрафовали, а потом вы снова этим занимались», — покачал головой судья.

Адвокат обвиняемого Герман Параничев заявил два ходатайства. Первое — о допросе девушки Цакунова. Мол, она может рассказать об обстоятельствах задержания Цакунова. Судья решил по-другому — отказать. Второе ходатайство — просмотреть видеозапись задержания обвиняемого. Тот же ролик накануне оказался в распоряжении «Росбалта». Также защитник попросил допросить автора этой записи — местного студента Никиту Дорофеева. Следователь и прокурор ожидаемо были против.

«Нецелесообразен опрос свидетеля, потому что просмотр видеозаписи в ходе решения вопроса о мере пресечения не предусмотрен», — высказалась представитель прокуратуры.

Тем не менее суд пошел навстречу адвокату.

22-летний Дорофеев в сквере у Дворцовой площади снимал видео для своей курсовой работы.

«У меня есть видеокадр длиной 25 секунд, где были видны несколько человек. И один из них был Цакунов», — рассказал очевидец.

Участники процесса стали смотреть ролик. По судебному залу разнеслись крики толпы: «Позор!»

«Скажите, а каким образом правозащитные организации получили ваши данные?» — спросил судья Васюков.

«Дело в том, что ко мне обратился мой однокурсник. Я ему показал видеозапись, и он сказал: "Кажется, у тебя есть то, что нужно одним людям"», — пожал плечами Дорофеев.

У следователя и прокурора так и не возникло ни одного вопроса к непосредственному очевидцу тех событий. Зато появилось мнение относительно приобщения записи к материалам дела.

«Я возражаю. Видеозапись получена, получена у Дорофеева…» — Хакимова, читавшая ходатайство исключительно с листа, в этот момент замялась.

«В общем, вы не желаете обосновать свое возражение?» — пришел ей не помощь судья Васюков.

«Нет, сейчас скажу. Время и дата на этой записи не соответствуют периоду времени совершения преступления», — выкрутилась следователь.

Хакимову не смутило объяснение самого Дорофеева — по его словам, на зеркальном фотоаппарате с функцией видео попросту стоит неправильная дата. Тем не менее, судья решил приобщить видеозапись. Слово взял сам Цакунов.

«Мои административные задержания были давно. За это время я закончил вечернюю школу, я старался стать более…»

«Принимали меры к тому, чтобы вести социально неопасный образ жизни?» — закончил за него судья Васюков.

«Да. Я познакомился со своей девушкой», — кивнул обвиняемый.

Адвокат Параничев просил не отправлять своего подзащитного в СИЗО.

«Ваша честь, мой подзащитный не собирается скрываться — у него есть регистрация в Российской Федерации и нет загранпаспорта. То есть он не может покинуть пределы страны. Мой подзащитный не был ранее судим, он не привлекался к уголовной ответственности», — сказал адвокат, попросив о домашнем аресте.

Судья удалился в совещательную комнату. Следователь Хакимова в перерыве выпорхнула из зала суда с пачкой сигарет, с кем-то беседуя по телефону.

«Ну ничего, придем, значит, с обыском к его папе!» — рассудила она, общаясь с неведомым собеседником.

К 16:30 решение судьи Васюкова было готово.

«Суд приходит к выводу, что в отношении Цакунова должна быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемый многократно привлекался к административной ответственности, в том числе за нарушения общественного порядка, что характеризует его как лицо, склонное к общественно опасному поведению. Он может продолжить преступную деятельность, воспрепятствовать производству по делу», — заявил Васюков.

Представленная видеозапись, по мнению судьи, не позволяет сделать вывод о том, что Цакунов не применял насилия в отношении представителя власти.

«Избрать в отношении Цакунова меру пресечения в виде заключения под стражу на срок два месяца — по 4 июля», — огласил решение судья. В этот момент находившаяся в зале девушка обвиняемого заплакала.

Отбывать арест молодой человек будет в СИЗО № 4 на улице Академика Лебедева.

Адвокат Параничев сообщил, что будет обжаловать решение суда. Несмотря на имеющуюся видеозапись, он заявил, что Цакунов не участвовал в митинге.

«Он туда пришел, когда было столпотворение», — объяснил «Росбалту» юрист.

По словам Параничева, задержание помешало свадьбе. На днях Цакунов хотел сделать своей девушке предложение.

Илья Давлятчин