Posted 16 мая 2018,, 20:25

Published 16 мая 2018,, 20:25

Modified 31 января, 19:30

Updated 31 января, 19:30

Спортсменов послали на три буквы

16 мая 2018, 20:25
Рецепт спасения лишившихся медалей олимпийцев искали эксперты на международном юридическом форуме. И, кажется, нашли.

Петербургский международный юридический форум в этом году стартовал с места в карьер. Уже в первый день сразу две сессии ПМЮФ были посвящены проблемам спорта. В принципе, ничего странного в этом нет — повестку диктует окружающая действительность. В ноябре 2017 года комиссия Международного олимпийского комитета под руководством Дениса Освальда решила аннулировать результаты 43 российских спортсменов на Олимпиаде 2014 года в Сочи из-за подозрения в употреблении допинга. В итоге ОИ в Пхенчхане прошли без сборной РФ. Российские спортсмены смогли выступить на играх под нейтральным флагом.

1 февраля Спортивный арбитражный суд (CAS) удовлетворил апелляции 28 российских спортсменов, отменив пожизненное отстранение от будущих Олимпиад. Апелляции еще 11 спортсменов суд удовлетворил частично, посчитав, что их вина в нарушении антидопинговых правил доказана, но пожизненное отстранение от Олимпийских игр для них заменили пропуском ОИ-2018 в Пхенчхане. Уже 3 мая исполком МОК заявил о планах подать апелляцию на решение CAS по российским атлетам после получения мотивировочной части.

Пока битва с МОК продолжается, проблемы спорта и применения в нем допинга обсудили на ПМЮФ. Тон задали на сессии «Противодействие допингу и защита прав спортсменов».

«В решении МОК и WADA мы усматривали дискриминацию по национальному признаку. Мы говорим о том, что выступление без национального флага — это тоже специфического рода дискриминация, потому что лишает спортсмена моральной поддержки», — заявил председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

Он напомнил, что ГД отмечала необходимость защиты чистых спортсменов. Но то — слова, а что действия? Во-первых, Министерство спорта РФ выведено из учредителей Российской антидопинговой ассоциации. Таким образом, вся антидопинговая работа теперь будет финансироваться напрямую из бюджета, минуя Минспорт. Во-вторых, введена уголовная ответственность за склонение к употреблению допинга.

«Со своей стороны мы исполнили все как законодатели, что от нас требовалось», — подчеркнул Дегтярев.

Известный британский адвокат Майкл Белофф, который защищал в суде шотландского слаломиста Элейна Бакстера и британского спринтера Дуэйна Чемберса, заявил о несовершенстве международного антидопингового законодательства.

«Если тот или иной спортсмен принимал допинг, но принимал неумышленно, нужно это учитывать. Если спортсмен пришел с повинной или он принимал средство в терапевтических целях, это тоже должно учитываться», — сказал Белофф.

Есть и еще один вопрос — а кто отвечает за прием спортсменом запрещенных препаратов? Он сам или его тренеры? И кто главнее в случае правой неопределенности — МОК или спортивный арбитраж?

«У этих организаций есть две разные функции, и обе эти функции преследуют одну и ту же цель. Смешивать их не стоит», — туманно ответил королевский адвокат.

Его коллега Николас Стюарт заявил о необходимости единой гармонизированной системы.

«Спортсмены должны понимать, что они сражаются с другими спортсменами на справедливых основаниях», — сказал он.

Стюарт привел любопытную статистику — какие страны больше всего финансируют WADA. На первом месте ожидаемо — США со взносам в $2,1 млн. Следом идет Япония. И только затем — Франция, Германия, Великобритания и Россия. Каждая из этих стран платит по $875 тыс. США. Отсюда и возникают обвинения в политической мотивированности решений организации. Об этом же заявил и заслуженный тренер России, заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Валерий Газзаев.

«За последние годы мы, наша страна и наш спорт пережили очень сильные потрясения и усилия международных спортивных организаций, которые предприняли попытки по дискредитации и дискриминации всего нашего спорта. И пока складывается ощущение, что мы запаздываем бороться с последствиями всех этих решений», — был категоричен Газзаев.

Известный тренер отметил, что Россия имеет большие спортивные заслуги, а значит, и большие права. И обязана участвовать более активно в формировании олимпийского движения.

«Думаю, давно пора пересмотреть свои отношения с международными организациями, в первую очередь я имею в виду МОК и Всемирное антидопинговое агентство», — заявил Газзаев.

Бывший спортсмен напомнил, что Россия одной из первых ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО по борьбе с допингом. И сегодня в РФ, мол, самое жесткое антидопинговое законодательство. Но все обвинения WADA, по мнению Газзаев, базируются на обвинениях канадского профессора права Ричарда Макларена и показаниях одного единственного свидетеля — экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Благодаря им Россию отстранили от ОИ в Пхенчхане.

«Не это ли верх цинизма? Все расследования WADA ведутся на основе одного кодекса. Отсюда и несоблюдение базовых процессуальных гарантий, в том числе и права на защиту. Кто это решает? Приглашенные эксперты финансируются все тем же антидопинговым агентством. О какой объективности может идти речь? Спортсмены — это такие же люди. Это не киборги и не клоны. Все происходящее выгодно определенным политическим силам, которые контролируют деятельность МОК и WADA, иначе такого произвола с нашими спортсменами не было бы», — резюмировал Газзаев.

Тем более, что информатор Всемирного антидопингового агентства (WADA) Григорий Родченков на слушаниях в Спортивном арбитражном суде отказался от ряда обвинений против российских спортсменов.

«Подобные факты могут разрушить спорт, когда человек, имеющий личные счеты, может просто оболгать, и от этого пострадают все», — заявил Дегтярев.

Сегодня российские спортсмены могут добиться справедливости лишь на одной площадке, резюмировали спикеры. Ее аббревиатура состоит из трех букв — CAS. Именно спортивный арбитраж в Лозанне является оптимальным местом для рассмотрения судебных споров. Правда, как только суд принимает решение в защиту российских спортсменов, со всех концов мира звучат призывы к его реформе, негодуют на форуме.

С этой позицией согласился и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Выступая на пленарном заседании ПМЮФ, глава кабмина заявил, что призывы отказаться от презумпции невиновности в отношении олимпийцев и реформировать международный спортивный арбитраж «подрывают доверие к праву».

«Самое удивительное, что при этом звучат заявления от ответственных лиц в руководстве спортивных организаций о том, что в ряде случаев нельзя руководствоваться презумпцией невиновности в полном объеме, когда речь идет о спортсмене. А суд, который поддерживает принцип презумпции невиновности, надо реформировать. Понятно, что ни о каком доверии к праву в этом случае говорить уже не приходится» — подчеркнул премьер-министр.

На три буквы возложили надежды и спикеры второй спортивной сессии форума. По мнению олимпийской чемпионки Светланы Журовой, судьи CAS заметили, что свидетели, выступавшие с обвинениями против России, их обманывают.

«Вы знаете, вот эта очная ставка, которая была по российским спортсменам, лишний раз доказала, насколько искренне говорили наши спортсмены и насколько неискренне говорили свидетели с той стороны. И на основании этого CAS совершенно по-другому рассмотрел дела российских спортсменов. И даже свидетели начали путаться в показаниях. Для спортсмена очень важно, что его дело рассмотрят в независимом суде, где могут принять его аргументы», — сказала она.

А что же Минспорт? А он, по убеждению спикеров, работает, не покладая рук. В первую очередь, рук Виталия Мутко.

По итогам обсуждений на ПМЮФ были приняты сразу два документа: резолюция и декларация. В резолюции отмечается необходимость безусловного приоритета Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции по защите прав человека.

«Необходимо обеспечить реализацию как принципа равенства прав и свободы человека, так и запрета на проведение различий на основе политического или международного статуса страны», — сказано в документе.

В декларации же говорится о необходимости совершенствования международной конвенции ЮНЕСКО в борьбе с допингом. Если этого не случится, то участникам ПМЮФ-2019 тоже будет о чем поговорить.

Илья Давлятчин